НАРОДНАЯ ЛЕТОПИСЬ
Новосибирская область
Портал «Народная летопись Новосибирской области» –
краеведческий ресурс, где читатель может
не только узнать историю своего родного города, села,
поселка, деревни, а также Новосибирской области,
но и сам стать творцом истории своего края.


Болотнинский след бронепоезда № 704 «Лунинец» 49-го отдельного дивизиона бронепоездов

В 1980-х годах, собирая информацию о призванных на фронт в составе сформированных в городе Тайга бригад бронепоездов 49-го отдельного дивизиона бронепоездов болотнинских железнодорожниках, директор Болотнинского районного историко-краеведческого музея Николай Степанович Мишутин наткнулся на информацию о постройке в 1941-1942 годах некоего бронепоезда в Болотнинском депо.

Общаясь с ветеранами, работавшими в то время в депо, он пытался установить – что это был за бронепоезд, как он назывался, относился ли он каким-то образом к 49-му отдельному дивизиону бронепоездов, однако, ответа на эти вопросы не получил. Ветераны были простыми исполнителями – рабочими, которым не полагалось много знать. Они сообщали лишь о примерном времени работы – вторая половина 1941 года – первая половина 1942 года; о том, что работа состояла в обшивке стальными листами готового корпуса, причем, из опрошенных не было никого, кто лично участвовал бы в этой работе; других подробностей никто не сообщал или уже не помнил.

Пытаясь получить ответы на свои вопросы, Николай Степанович завязал переписку с ветеранами-железнодорожниками, которые, по словам уже опрошенных, имели непосредственное отношение к постройке бронепоезда в Болотнинском депо.
Один из бывших работников Болотнинского вагонного депо, Беликов Иван Семенович, на момент переписки проживавший в Казахстане, в городе Алма-Ата, рассказал о своем участии в подготовке на станции Болотная бронепоезда: «…в 1941 году 26 июля я с бригадой был откомандирован на Кировскую железную дорогу…и там находился до конца октября 1941 года…нас снова отправили на Томскую железную дорогу депо ст. Болотное… по прибытии в депо ст. Болотное, меня с первого дня направили на изготовление бронепоезда, после того, как бронепоезд был подготовлен, нас направили в г. Новокузнецк на металлургический завод для его закалки. Руководителем бригады был назначен т. Мягких В. В., но после его травмы руководителем бригады был назначен т. Чевозеров П. (отчество, к сожалению, забыл).
Вместе со мной сопровождали бронепоезд в г. Новокузнецк т. Осипов Л. П., т. Сороковик, т. Дрыга и 4 эвакуированных, фамилии которых, к сожалению, не помню.
 В Новокузнецке на заводе мы вновь снимали бронь, закаливали и снова одевали. После того, как бронепоезд был подготовлен, мы его сдали военному ведомству…».

Беликов Иван Семенович, наконец, оказавшийся человеком, непосредственно имевшим отношение к постройке в Болотном бронепоезда, и рассказавший об этом Николаю Степановичу Мишутину, к сожалению, не имел представления о дальнейшей судьбе своего изделия и также не смог сообщить ни название, которое получил бронепоезд, ни отношение этого бронепоезда к тайгинским бригадам бронепоездов.

Из доступных в то время сведений из исторических сборников сделать какие-либо выводы о таинственном болотнинском бронепоезде, также, было невозможно: упоминание о Болотном, как о месте постройки бронепоездов в Западной Сибири во время Великой Отечественной войны, отсутствовало.

Обладая сообщениями свидетелей, Николай Степанович, конечно, не мог проигнорировать сам факт постройки бронепоезда в Болотном, но в интерпретации этого факта, по понятным причинам, был осторожен и упоминал о болотнинском бронепоезде лаконично. В своих краеведческих очерках (Очерк № 12. В годы войны (1941-1945)) в конце 1980-х годов он писал: «…В паровозном депо ст. Болотная, кроме основной работы, ремонтировались поезда с фронта, а также был оборудован паровоз с маркой «ОВ» под бронепоезд, его отправили в Новокузнецк. На закалку брони выехали товарищи В. В. Мягких – зам. начальника по ремонту и И. С. Беликов…». Такая краткая информация о болотнинском бронепоезде оставалась и остается официальной.

Между тем, в 1990-х – 2000-х годах появилось несколько исторических публикаций, посвященных истории сибирских бронепоездов в годы Великой Отечественной войны, в которых, в ряде новых процитированных документов, были упомянуты места постройки бронепоездов Западной Сибири.

Так, согласно нескольким цитируемым документам, сообщается, что БП (бепо) № 2 49-го отдельного дивизиона бронепоездов (паровоз Ов № 5520) бронировался в депо ст. Болотное, а сам бронепоезд строился в депо станций Болотная и Новосибирск.

В 49-м отдельном дивизионе бронепоездов, в котором служили, в том числе, и наши земляки-болотнинцы, было два бронепоезда: БП № 1 «Железнодорожник Алтая» и БП № 2 «Лунинец». 5 декабря 1942 года бронепоезда получили новые номера и в дальнейшем были известны только под ними: «Железнодорожник Алтая» - № 663, «Лунинец» - № 704.
По описанию из документов, «Лунинец» состоял из располагавшегося в середине состава бронепаровоза Ов № 5520, одетого в броню 30 мм, командирская рубка и будка машиниста которого были одеты в броню 40 мм, и четырех двухосных бронеплощадок № 137, 138, 139, 140, защищенных броней 10-20 мм. На бронеплощадках располагались башни с броней 36-43 мм, вооружение каждой из них состояло из одной 76-мм танковой пушки образца 1927/1932 года (КТ-28) и 5 пулеметов ДТ.

В мае 1942 года в Москве, в состав бронепоезда «Лунинец», была включена площадка ПВО завода «Стальмост» с двумя пулеметами ДШК. Для внешней связи была установлена радиостанция 71 – ТК – 1. Для связи между вагонами и паровозом весь состав был оборудован телефоном и переговорными трубами корабельного типа. Электроэнергия для освещения вырабатывалась турбогенератором, установленным на паровозе, а для отопления состава в холодное время имелась система труб с подачей пара от котла.

Бронепоезд «Лунинец» был назван в честь героя стахановского движения машиниста Николая Александровича Лунина. Существует легенда о том, что, когда бронепоезд был готов, Николай Лунин со своей бригадой написали заявление об отправке их на фронт с этим бронепоездом, но руководство им отказало, пояснив: «Здесь вы делаете не менее важное дело для страны».

В то же время, традиционно считается, что «Лунинец» создавался в депо ст. Тайга: «…В августе 1941 года рабочие паровозного депо станции Тайга приступили к строительству бронепоезда № 704 «Лунинец», «…В броню одели лучший на тот момент паровоз депо – ОВ-7124…Листы броневой стали поставлялись с Кузнецкого металлургического комбината, но большинство крупных поковок, все равно, приходилось делать вручную...», «…выручали практические навыки и смекалка кузнецов И. Коловникова, Е. Липовцева, котельщиков П. Разутова,  С. Чикурова, слесарей С. Шулепова,  Д. З. Кухта, А. С. Амирова, И. М. Харитонова, М. А. Ватлина… Оборудованный, одетый в броню бронепоезд был готов к апрелю 1942 года…». Сюжету с созданием «Лунинца» в Тайге с 1980-х годов посвящено много публикаций, поэтому современные исследователи осторожно заключают: «...окончательно бронепоезд достроили, видимо, в депо станций Болотная и Новосибирск…».

Однозначно с постройкой в депо ст. Тайга был связан «Железнодорожник Кузбасса» (бронепаровоз Ов № 2471) 41-го отдельного дивизиона бронепоездов. Иногда упоминаемый, также, как построенный на ст.Тайга бронепоезд «Металлург Кузбасса» (бронепаровоз Ов № 5278) 42-го отдельного дивизиона бронепоездов был построен в депо ст. Белово.
Возможно, ветераны-железнодорожники ст. Тайга, при их опросе в 1980-х годах местными краеведами, рассказывали о постройке ими бронепоезда «Железнодорожник Кузбасса», ведь названия и номера бронепоезда получали позже. Обращает на себя внимание и тот факт, что паровозом «Лунинца», по документальным сведениям, был Ов № 5520, тогда как по воспоминаниям тайгинцев-ветеранов упоминается паровоз ОВ № 7124, что как раз напоминает переставленные цифры 2471 – номера бронепаровоза «Железнодорожник Кузбасса».



Дата публикации: 04 Августа 2021

Автор: Евгений Терентьев

Отправитель: Евгений Терентьев

Вам нравится? 17 Да / 0 Нет


Изображения


  • Комментарии
Загрузка комментариев...