НАРОДНАЯ ЛЕТОПИСЬ
Новосибирская область
Портал «Народная летопись Новосибирской области» –
краеведческий ресурс, где читатель может
не только узнать историю своего родного города, села,
поселка, деревни, а также Новосибирской области,
но и сам стать творцом истории своего края.


Воспоминания рядового с бронепоезда «Железнодорожник Алтая» Богданова Михаила Васильевича

В 1985 году директором Болотнинского районного историко-краеведческого музея Николаем Степановичем Мишутиным был осуществлен сбор информации о болотнинцах, служивших во время Великой Отечественной войны в 49-м отдельном Шепетовском дивизионе бронепоездов. Одним из информаторов был Богданов Михаил Васильевич, в 1942-1946 годах служивший на бронепоезде «Железнодорожник Алтая», который составил собственные воспоминания о своей службе. Текст воспоминаний Богданова приводится без изменений.

«Воспоминания М. Богданова.
В 1942 г. на ст. Тайга формировался 49-й дивизион из двух бронепоездов первый «Железнодорожник Алтая» второй «Лунинец», в честь машиниста новосибирского депо Лунина. 14 января 1942 года были мобилизованы на фронт железнодорожники бывшей Томской ж. д. со всех отделений дороги. Из Болотнинского паровозного депо: вагонники, путейцы и из кондукторского резерва - кондуктора, семь человек, в том числе и я. Когда прибыли на ст. Тайга, бронепоездов ещё не было, два месяца проходили военную подготовку. В марте из Н-кузнецка прибыли бронепоезда в депо ст. Тайга, где на них устанавливали вооружение. И когда были сформированы бронепоезда, укомплектованы личным и командным составом, командир дивизиона был подполковник Гергиберг, комиссар - капитан Пачяков. Командир первого бронепоезда «Железнодорожник Алтая"- старший лейтенант Реунов И. И. , комиссар - Манин.  Первого апреля, из ст. Тайга, бронепоезда отправили на Запад. В Новосибирске получили всё необходимое: боеприпасы,  продовольствие, весь ж. д. инструмент для восстановления пути. И 1-го мая 1942 Новосибирские железнодорожники отправили б/поезда на фронт, на Москву, а 13-го июня, из Москвы - в действующую армию, на западный фронт, Воронежское направление. Наш  б\поезд  направили первым, на участок Елец - Тербуны.  Ст. Тербуны - последняя станция, а там проходит передняя линия обороны. И только мы выехали из г. Елец, как на первом перегоне нас встретил немецкий бомбардировщик. Сбросил бомбы обстрелял из пулеметов разбомбил путь с обеих сторон, но, к счастью, никто не пострадал. С этого дня и началась боевая биография первого бронепоезда, на котором мне и пришлось участвовать. Командир бронеплощадки мл. лейтенант Алексеев, командир орудия - бывший помощник машиниста ст. Тайга Устюжанцев В. Н.  Бронепоезд, по данным разведки,  со ст. Тербуны обрушивал огонь по немецким целям: скоплению войск, складам боеприпасов, огневым точкам. А 9 августа 1942 года б/поезд возвращался из боевого задания, и на него налетело 16 немецких бомбардировщиков. От прямого попадания бомбы в паровоз, погиб командир бронепоезда Реунов И.  Тайгинская бригада: машинист Токарев помощник Ветров и кочегар Рыбин. Вторая бомба попала в платформу с ж. д. инструментом. Всего погибло 9 человек, многие ранены. В Ельце подремонтировали бронепоезд, прислали новый паровоз и снова в бой. А когда наши войска перешли в наступление, в 1943 году, наш бронепоезд направили  на Курско-Орловское направление. Со ст. Поныри бронепоезд вёл огонь по немцам во время их летнего наступления на Курск. И хотя наши зенитчики и отражали налёт немецких самолетов на бронепоезд,  в этом бою мы потеряли 8 человек. Погиб и наш командир орудия Устюжанцев, много ранило. С центрального фронта Бронепоезд направляют на 1-ый украинский фронт под г. Шепетовку. И здесь, одиннадцать суток, днем и ночью вели огонь по немецкой обороне. Здесь немецкая авиация действовала плохо: весна и сплошной туман, дождь. А, от обстрела немецкой дальнобойной артиллерии, опять у нас были жертвы. И когда освободили г. Шепетовку, нашему дивизиону присвоили звание "49-й отдельный Шепетовский дивизион бронепоездов". После освобождения Шепетовки,  б/поезд направляют на Брянский фронт, а потом - Луцк, Ровно, Львов, где были банды украинских националистов - Бендеровцы, которые боролись за самостоятельную Украину. И здесь пришлось применять против них оружие, а они действовали нахально, коварно. Ну, а потом дивизион дошел до немецкого города Опельн. Там и встретили этот радостный долгожданный день Победы - 9 мая 1945 года, к которому путь был 1418 дней и ночей. И в этот день была радость в сердце каждого советского человека, радость за наши советские вооруженные силы и её доблестных воинов, за наш героический народ, который день и ночь ковал победу в тылу и приближал победу над фашизмом. И в этот день каждый из нас переживал горечь утрат наших боевых товарищей, родных, знакомых, которые не дожили до этого светлого дня - 9 мая 1945 года. В августе 1945 г. дивизион отправили из немецкой территории, вновь, на Западную Украину - Львов, Ровно, Луцк где скрывались банды Бендеровцев, и не раз приходилось применять против них оружие.
Командный состав дивизиона менялся. После командира дивизиона подполковника Гергиберга был майор Крюков, а потом майор бронетанковых войск Копылов. А после командира бронепоезда Реунова И.,  который погиб, стал командир бронепоезда старший лейтенант Колмогоров.
Вместе со мной в одном орудийном расчете были болотнинцы: Мачкевич С.,  Матвеев И.,  Дворядкин И., Свистунов И. А  из Болотной были Камышев И. Н., Степанов, Черногузов, Чуйкин, Гуряничев, Шпет и Рубанов Г. А.
11 мая 1946 года, уже после войны, я был демобилизован из г. Луцк. Приехал домой в г. Болотное и снова устроился на работу главным кондуктором в кондукторский резерв.
Вот что я коротко написал о действиях бронепоезда «Железнодорожник Алтая", на котором я воевал".
16. 04. 85 г.  Богданов».


Дата публикации: 15 Сентября 2021

Автор: Евгений Терентьев

Отправитель: Евгений Терентьев

Вам нравится? 13 Да / 0 Нет


Изображения


  • Комментарии
Загрузка комментариев...