НАРОДНАЯ ЛЕТОПИСЬ
Новосибирская область
Портал «Народная летопись Новосибирской области» –
краеведческий ресурс, где читатель может
не только узнать историю своего родного города, села,
поселка, деревни, а также Новосибирской области,
но и сам стать творцом истории своего края.


Как катер по улице плыл

Как катер по улицам плыл
   Нашу речку Тартас не назовешь полноводной. В иные годы воды в ней – курице по колено. Бушует Тартас только весной, в половодье. И кажется, что годна эта река только для того, чтобы летом в ней купались да рыбу ловили, а самое крупное «плавсредство», бороздящее её воды, – моторная лодка. Но так было не всегда.
   Хорошими дорогами, даже сейчас, не могут похвастаться многие регионы Сибири. А более полувека назад во многих районах области дороги, практически, отсутствовали, и потому грузы доставлялись водным путем – по рекам. Не были исключением Тартас и Омь. Плыли по ним плоты, пыхтели буксиры, тянущие за собой баржи, шли катера.
   Особое место в этом потоке грузов занимал лес. В тридцатые годы в районе шло большое строительство: колхозы строили жилые дома, коровники, склады, конюшни, «объекты соцкультбыта» и прочее. Зимой мужчины уезжали в урман, т.е. в Кыштовский и Северный районы, готовить лес. Людей туда подбирали крепких и сильных, ведь валить деревья, связывать брёвна в плоты – тяжелая работа. А весной, когда приходила «урманская вода», как говорили наши деды, Тартас менял свой цвет. И тогда начинался сплав плотов.
   Первые плоты вездесущие ребятишки встречали с восторгом. А как же! Ведь на одном из плотов обязательно стояла избушка, над которой развевался красный флаг, гармонист растягивал меха гармони и звенела над рекой песня о русской удали и родной земле. Река бурлила, волны бились о берег, и у ребят все пело внутри от восторга. Они кричали, прыгали, махали плотогонам руками, а самые отчаянные даже пытались попасть на плот с избушкой.
   До 1949 года сплавляли лес хаотично и россыпью, что нередко создавало заторы на реках. Так дальше продолжаться не могло.
   Решение исполнительного комитета Венгеровского района от 25 февраля 1949 года:
   «1. Запретить всем лесозаготовительным и хозяйственным организациям производить сплав леса россыпью (челеньями, кошмами, вольницей) по рекам Омь и Тартас.
   Сплав леса может производиться только с соблюдением правил, установленных по сплавным рекам Омь и Тартас.
   2. В целях организованного и быстрого сплава леса заключить договора со строительно-эксплуатационным участком на буксировку плотов катерами.
Председатель С. Севостьянов».
   В том же 1949 году в Венгерово был организован ремонтно-эксплуатационный участок (РЭУ) речного транспорта Обского пароходства. Создан он был для того, дабы осуществлять контроль за техническим состоянием, эксплуатацией, содержанием и обслуживанием судов, их постройкой и ремонтом.  Это место стало называться «Малые реки». Начальником «Малых рек» стал Михаил Степанович Парфенов, механиком – Михаил Иванович Кузнецов. Набрали первых матросов. Контора РЭУ находилась на улице Барбашова. Позднее, рядом стали строиться дома, поселились люди. Так появилась улица, которая сейчас носит имя адмирала Нахимова.
  – В 1947 году «Заготзерно» построило в Новом Тартасе склады для хранения хлеба, – вспоминала пенсионерка из Венгерово Таисья Ивановна Воронцова. – Я в то время работала в бухгалтерии «Заготзерна». И каждый выходной нас отправляли грузить баржи. Стоит у берега баржа, а мы, по трапу, с мешками на плечах, спускаемся к ней. Там мужчины принимали у нас эти мешки и высыпали в баржу.
   За время своего существования  участок обслуживал не только наш, но и Северный, Куйбышевский, Усть-Таркский, Татарский районы. Перевозками здесь начали заниматься с 1950 года. В этом году на балансе организации числилось четыре самоходных катера (буксиры) и 15 единиц транспорта несамоходного флота (баржи). Стоит заметить, что для малых рек Сибири в больших количествах строились мелкосидящие буксиры-теплоходы мощностью от 150 до 300 лошадиных сил. Строили суда этого типа на Тюменском и Сретенском судостроительных заводах. Конечно, самоходные грузовые суда обеспечивали более быструю (почти в два раза) доставку грузов, чем медлительные и малоповоротливые баржи. Но основным преимуществом последних оказалось то, что они просты и недороги в эксплуатации.
   «Водный путь» по Тартасу в 1950 году составлял 360 километров. В основном, по нему перевозили хлеб. За навигацию 1950 года было пройдено 200000 тонно-километров.
   В те же годы работала в Венгерово и судоремонтная мастерская, где трудились 25 человек (данные 1958-59 гг.).
   Через десять лет на участке речного флота числилось уже 10 единиц самоходного флота, 27 – несамоходного сухогрузного и 9 – несамоходного нефтеналивного флота. Увеличились объемы перевозок и протяженность эксплуатируемых участков Тартаса и Оми. За навигацию 1960 года было пройдено 3262000 т/км.
   Основным грузом в те годы был лес – он занимал примерно 60% от общего плана перевозок. 15 процентов приходилось на нефтепродукты, 14 – на хлеб, 11 – на промышленные и продовольственные товары.
   В период весеннего половодья из-за того, что берега размывались и разрушались, в реку падали деревья, засоряя русло и создавая проблемы для судоходства. Так что, после спада воды, проводились работы по очистке дна с помощью самоходных карчекранов, их в 1960 году было три. С их помощью обнаруженные карчи и топляки извлекали из воды и укладывали на незатопляемый берег. К тому же, Омь и Тартас не столь уж глубоки, так что проводились и землечерпательные работы с помощью трёх землесосов (земснарядов), имевшихся в РЭУ.
  А однажды по улицам Венгерово, на удивление жителям, проплыл… катер. Об этом  рассказал пенсионер, житель Венгерово Владимир Яковлев.
  –  Было это в далёком 1957 году. Жили мы тогда с мамой в с. Урез, я работал в лугомелиоративной станции во 2-Сибирцево трактористом на тракторе С-80. И было мне в то время 23 года.
   В начале марта вызывают к директору. А. В. Филатов дает задание: ехать в Венгерово, в Малые реки, и притащить оттуда катер в Северный район, в верховья реки Тартас, чтобы, как вскроется вода, этот катер сопровождал плоты.
   Ехал до «Малых рек» практически 6 часов, ведь скорость движения трактора не более 10 км/час, и всё думал: «Ну, как же я его потащу, такую махину?». Но когда прибыл на место, меня повели на берег, показать всё это устройство. С крутого берега хорошо была видна прорубь, а рядом с нею специально изготовленные тракторные сани, на которых был привязан на растяжках этот самый катер. Нос и корма его выходили метра на три за пределы саней. Какова была марка катера, не помню, а называли его «Водомётный», потому что гребной винт был расположен в трубе, защищавшей его от повреждений при мелководье. А вот двигатель был такой же, как и на моём тракторе, КДМ-46, мощностью до 100 л.с. Общий вес груза был 16 тонн, а вес моего трактора всего 12. Трудновато пришлось.
   Проводили меня на спуск к реке по улице Барбашова. Дамбы тогда не было, спуск был отлогий. А дальше по льду еду до катера. Цепляем за специально сделанный прицеп и разворачиваемся на реке в обратную сторону. Говорили, что лёд трещал, но я этого не слышал из-за шума трактора. Поднялся по улице Барбашова, немного побуксовал на улице Воровского, а потом пошёл по улице Ленина на Малые Тайки и дальше. Мост через Чулок был слабоват для такого груза. В то время дорога проходила через сёла, было трудоемко, но романтично.
   Пришлось побуксовать на реке Жибаре за селом Минино, но с помощью катерных снастей и лебедки препятствие преодолели. И так добрались до Большой Красноярки Северного района.
   Кто потом спускал этот катер на воду, не знаю. Знаю только, что другие катера плавали по Тартасу, а этот проплыл по улице Ленина. Зрелище удивительное!
   Но всё же с течением времени природа внесла свои коррективы. Река Тартас обмелела настолько, что перевозкой грузов стало невозможно заниматься. И памятью о том времени остались лишь затонувшие баржи. Они напоминают нам о прошлом, когда по полноводному Тартасу сплавлялись плоты, шли баржи, груженные хлебом и нефтепродуктами.


Дата публикации: 20 Октября 2021

Автор: Надежда Тисканова

Отправитель: Надежда Тисканова

Вам нравится? 2 Да / 0 Нет


Изображения


  • Комментарии
Загрузка комментариев...