НАРОДНАЯ ЛЕТОПИСЬ
Новосибирская область
Портал «Народная летопись Новосибирской области» –
краеведческий ресурс, где читатель может
не только узнать историю своего родного города, села,
поселка, деревни, а также Новосибирской области,
но и сам стать творцом истории своего края.


С чего все начиналось. . .


На территории поселка  станции Каинск–Барабинский в начале ХХ столетия насчитывалось 300 - 400 землянок. Несколько десятков деревянных и кирпичных домов с 1049 жителями. На станции выросло небольшое депо, где работало 1000 человек. Через Барабинск проходили 3-4 пары поездов. Промышленность в поселке почти не развивалась. Исключение составили паровая мельница, примитивные кирпичные сараи и бойня (кожевенное сырье с бойни отправлялось за границу). В городе было 2 начальные школы, в которых обучалось 300 детей, две церкви, 17 кабаков и несколько картежных домов. Единственный в поселке медпункт обслуживался одним врачом.
Поселок возник не на пустом месте. В 1700 году на берегу безымянного озера образуется село Новочерновское. Русскими переселенцами, в этом селе открываются винная лавка, 3 ветряные мельницы, православный молельный дом. В 1909 глду на улице Школьная (ныне Барабинская) открывается первая школа. В 1896 году образован поселок Новопокровский. Преобладающее население - русские. Самым значительным промышленным предприятием Каинска–Томского был маслозавод. Строительство будущей станции на Западносибирском участке железной дороги началось в 1894 году. Первые рабочие появились 20-го июля 1893 г. (эта дата считается днем основания Каинска-Томского). Каждый год на участке работали более 20-ти тысяч человек. К строительству привлекали местное население, заключенных, ссыльных крестьян и переселенцев из центральной части России. Параллельно с железной дорогой велось строительство паровозного депо. Камень, кирпич, песок, дерево и другие строительные материалы приходилось завозить с Урала, из Татарского уезда, с берегов Оби. Для этого прокладывались дополнительные дороги, использовались паровозы, которые ходили по уже построенным путям. Все строительство велось вручную. Основными инструментами были топоры, кирки, лопаты, которых тоже не хватало. Их привозили с Урала и из Европейской части страны. У строителей не было ни карт, ни планов местности. Непреодолимой преградой оставались климатические условия. Весной – половодье, осенью – грязь и слякоть, зимой – лютые морозы и метели. Рабочий день продолжался в среднем 10 часов. В день рабочему платили 55 - 60 копеек, жили, в основном, в бараках, шалашах и землянках, поэтому люди часто погибали от болезни и истощения. Первоначально поселок рос в северном направлении, одна за другой появляются новые улицы: Партизанская(1901 г.), Советская(1903 г.), Краскома, Ленина (Московская 1905 г.), Лермонтова (1909 г.), пер. Водопроводный (1913 г.), Л. Толстого (Базарная 1916 г.) и т. д .
Одним из первых значительных сооружений поселка было строительство железнодорожного вокзала (1894 г.), здание было деревянным и имело один этаж. В 1895году купец Рубанович построил кирпичное здание, по правую сторону от главных ворот вокзала находился его ресторан. На станции построили пассажирскую товарную платформу, дома для буфетов 1-го, 2-го и 3-го класса, кухню при пассажирском здании и кухню для переселенцев, а в пожарном сарае - комнату для телеграфа, несколько вагонов приспособили для жилья служащих и установили 6 домов, привезенных из Омска. Старый вокзал просуществовал до 1978 года. Старые названия многих улиц не сохранились.
Водонапорная башня находится на улице Деповской, территория Энергоучастка. Памятник архитектуры построен в 1912 – 1915 годах при осуществлении мероприятий по увеличению пропускной способности Западносибирской железной дороги. Автор, строитель и заказчик неизвестны. Башня выстроена в духе эклектики, с некоторым влиянием стилистики эпохи модерна. Башня сделана из кирпича, имеет 3 яруса, форма круглая. В центре перекрытие завершается светоаэрационным фонарем, который имеет форму граненого барабана. Завершение башни выполнено в виде фриза и карниза. В каждом ярусе, в виде арок, - 4 окна, которые ориентированы по сторонам света. Вода подавалась в резервуар башни с помощью насоса из реки Омь. Необходимость в башне отпала с электрификацией железной дороги в 50-е годы.
Экономика поселка в дореволюционный период развивалась слабо: дефицит рабочей силы и отсутствие сырьевой базы. Большая часть населения задействована на железной дороге или предприятиях, обеспечивающих местные нужды: паровая мельница Воропаева, бойня и 2 примитивных кирпичных завода. В городе насчитывалось 10 магазинов и лавок, которые находились под влиянием купцов Ячеистова, Матюшина, Устюменко, Мануйлова. По улице Деповской - магазин каинского купца Волкова, которым управляли его доверенные лица. Зерном торговал каинский купец Левака. Свои магазины имели представители иностранных компаний «Братья Нобель и К», «Питерсон», «Зингер». Хозяином трактира и гостиницы был купец Лебедев. На городской площади - дом купца Матюшина, т. е базар. На Базарной улице проходили торговые сделки. Также, в городе находилось отделение Сибирского народного банка. Многие горожане занимались сельским хозяйством. После сдачи в эксплуатацию железной дороги на станции действует телеграфно–телефонная служба, при которой открыта школа техников и телеграфистов.
С 1917 года медицинское обслуживание населения обеспечивал приемный покой из 8 комнат. Он находился на привокзальной площади. В деревянном здании располагались: аптека, 4 комнаты приема амбулаторных больных, кабинет заведующего, перевязочная (она же - родовая) и комната дежурного персонала. На ул. Ленина находилась фотомастерская фотографа Тропина. В Каинске–Томском были 2 церкви и еврейская синагога.
В 1911 году функционировали 4 школы министерства народного просвещения, 2-х классная железнодорожная школа, почтово-телеграфная контора, аптека, аптекарский магазин, отделение Сибирского народного банка.
В 1917 году Каинск-Томский переименован в станцию Барабинск – самостоятельный, независящий от Каинска населенный пункт, состоящий, в основном, из рабочих. Барабинск – ухожен и чист. Были деревянные тротуары, несмотря на бедность.


Дата публикации: 14 Ноября 2022

Автор: Наталия Дуболазова

Отправитель: Наталия Дуболазова

Вам нравится? 2 Да / 0 Нет


Изображения


  • Комментарии
Загрузка комментариев...