НАРОДНАЯ ЛЕТОПИСЬ
Новосибирская область
Портал «Народная летопись Новосибирской области» –
краеведческий ресурс, где читатель может
не только узнать историю своего родного города, села,
поселка, деревни, а также Новосибирской области,
но и сам стать творцом истории своего края.


Девочка Катя, озеро Чаны и Чудище подводное

Жила– была девочка Катя. Исполнилось ей 12 лет. Как-то раз решили родители отправить свою дочку к бабушке и дедушке в деревню, неподалеку от озера Чаны. И вот настал заветный день, собрали вещи и поехали. По пути мама напутствовала девочке:
– Доченька, слушайся во всем бабушку и дедушку, не прекословь им. Не капризничай и не шали. Помогай по дому. Они старенькие и им очень трудно.
– Маменька, – смиренно соглашалась Катенька, – я уже большая и все знаю, все будет как ты сказала.
Вскоре они уже подъезжали к дому.
– Ой, батюшки! – воскликнула, выбежав старушка, – никак решила приехать, доченька? Навестить стариков, оно и правильно, а то ты совсем нас забросила. Боженьки! И внучку привезла, иди сюда моя радость, солнце мое ненаглядное, – затараторила старушка, поочередно обнимая и целуя то дочку, то внучку. – Проходите, проходите, гости дорогие.
Бабушка, ласково улыбаясь, проводила их к столу.
– Ухи вот похлебайте, только сварила, как чувствовала, что гости дорогие едут, дед рыбки наловил. Чайку попейте, – обрадованная старушка начала наливать по мискам наваристую уху.
– Мама, да я ненадолго. Вот решила оставить внучку погостить у тебя…
– Как, а ты разве не останешься? – Бабушка удивилась.
– Да нет, мама. Меня машина ждет.
– Садись хоть ушицы поешь.
– Нет мам, некогда. Меня человек ждет, неудобно.
– Ну, хоть чайку попей, что ли.
– Мам, правда, мне некогда. Я побежала, – Катина мама поцеловала бабушку в щеку и убежала.
Ну что, внученька, на держи тарелочку, хоть ты поешь моей ушицы. Скоро дед с озера вернется. А ты вон с местными ребятишками можешь поиграть. Все веселые, бойкие. Вот с ними и будешь купаться. Плавать умеешь? Катя кивнула головой. Бабушка говорила, говорила, и ей, видимо, было неважно, слушает ее Катя или нет.
– Спасибо, бабуля за уху. Она у тебя вкусная. Чай пить не хочу. Пойду на улицу. С девчонками познакомлюсь, – чмокнув бабушку в щеку, Катя выбежала из дома.
– Молодая кровь, горячая. И побегать, и попрыгать нужно, – бабушка покачала головой. – Ну да ладно.
Катя вышла на улицу, жмурясь от солнца, направилась к калитке. Вдруг калитка отворилась, и во двор вошел довольно пожилой мужчина.
– А никак внученька приехала! – дедушка обнял девочку. – Ну здорово, здорово. Небось бабка заговорила, из дому бежишь? – дед лукаво подмигнул ей, Катя улыбнулась.
– Ну…
– Ладно, уху– то хоть поесть успела?
– Да.
– Мать где?
– Она привезла меня и уехала.
– Пойдем домой. Чайком побалуемся, он у нас вкусный, клубничный, такого в городе не найдешь.
Катя засмеялась:
– Пойдем.
– Ну, мать, привел я обратно внучку, – наливай нам чаю, а на улицу всегда успеешь – это уже для Кати сказал. В первый день негоже бегать.
– Давай, внученька, рассказывай, как живешь в городе, как учишься?
– Ой, дедушка, да у меня-то и рассказывать нечего. Каждый день одно и тоже, школа–дом–«музыкалка» и так каждый день – скучно.
– Ладно, садись сюда, – дедушка показал на противоположное кресло. – Сказки любишь?
– Да,– что-что, а сказки, легенды и мифы Катя очень любила.
– Так вот давным-давно, когда еще озеро Чаны только-только появилось. А было оно тогда огромное-преогромное, завелось в нем чудовище исполинских размеров, страшное и ужасное. Звери боялись подходить к озеру попить воды – сразу можно было поплатиться жизнью: высоко над водой взметался длинный чешуйчатый хвост и сбивал животное в озеро, где оно и погибало. Птицы боялись садиться на воду, под ними тут же образовывалась ужасная воронка, и пернатые, не успев даже взмахнуть крыльями, исчезали в огромной пасти прожорливого хищника.
А подводным обитателям и того хуже: не было им спасенья во всем озере от этого чудища. Страхом и ужасом наполнилась жизнь людей, когда чудище, попробовало человеческого мяса. Это чудище влдело всякими хитростями, как хамелион, и от того его мало кто видел.
Дед замолк, Катя испуганно отстранилась, таким ярким был нарисованный образ.
– Ну ты дед, даешь, аж страшно стало, и что же было дальше?
– Вот вижу ты сомневаешься, а это чудище дед Никодим, которому сто лет уже, видел и мне тогда совсем еще мальчонке, про него рассказал.
– Дедушка! А теперь где это чудище?
– Уплыл, внученька, в далекие края. Но поговаривают, должен скоро вернуться.
– Что? Оно это чудище может вернуться и нами обедать?
– Не шути так, люди напраслину не скажут.
– Ну знаешь, дедушка! Все это…сказки. И я этого вашего зверозавра не боюсь.
– Умничка, внученька, ну ступай. Познакомься, наконец, с нашей местной детворой, – дед улыбнулся.
– Хорошо, я пошла, – Катя задумчиво встала и вышла из дома. Всю дорогу она думала о том, что рассказал ей дед. «А может это правда. Да, правда! Нет, вряд ли. Может, дед просто хотел меня попугать. Нет, это правда», – так размышляла Катя. Но что– то ей подсказывало, что дед не обманывал. «Так правда это или неправда, пока это ничего не меняет. Сейчас вроде все тихо, вот зачем мне дед легенду рассказал? Тоже вопрос. Зна…»
– Привет!
Размышления Кати прервала девочка, примерно одного с ней возраста.
– Привет! Тебя как зовут?
– Марина!
– А меня Катя! Я живу в этом доме, а сама из города приехала.
– Ясно, слушай пойдем купаться? – позвала Марина.
– Сейчас, погоди, я домой зайду, бабушке скажу и купальник возьму.
– Хорошо, а я за своим сбегаю.
Через минут пятнадцать девочки встретились снова.
– Готова?
– Да пошли, – Катя улыбнулась.
И они помчались по дороге к озеру.
– Вот здесь мы все купаемся, даже взрослые. – Марина присела на теплый песок.
– Ну так если озеро поблизости, почему бы не искупнуться разок– другой. Только сейчас народу никого.
– Подожди, еще не вечер. Хотя, честно говоря , я не люблю, когда народу много.
– Я тоже.
Девчонки переоделись и прыгнули в озеро. Всю округу огласили крики и хохот девчонок.
– Ой, погоди, кажется, телефон, – Катя поднесла палец к губам в знак молчания.
– Ой, это мой! – Марина рванула к берегу. Схватила телефон:
– Да мам, ага, но…хорошо, хорошо, хорошо, – Марина отключила телефон.– Знаешь, Кать, нужно на минутку домой сбегать, мама зовет, побудешь одна, я быстро.
– Да, да, хорошо, я пока поплаваю, – сказала Катя .
Марина накинула на себя сарафан и крикнув, – Я недолго! – убежала.
Катя вошла в воду и медленно поплыла. Вдруг вдали озера она увидела какое-то пятно. Катя нахмурилась, что это за пятно? Она сначала подумала, что это пароход. «Фу, чушь какая-то, откуда здесь пароход ?!» Пятно тем временем увеличивалось. «О боже!» – промелькнуло в голове у Кати. Вот уже она могла разглядеть голову, туловище того кого еще сегодня она называла зверозавром. «Боже! Мамочка! Нет!» в голове панически путались мысли. «Больше никогда никого не буду обзывать. Нашла, о чем думать, хотя самое время в грехах каяться».Прощай, мамочка, папочка, дед, бабулечка. Я вас люблю! Да что ты лирику развела? Беги, беги. Плыви, отплывай, давай». Катя хотела заорать, но голос не слушался ее, она хотела отплыть, но руки, ноги не повиновались ей. Она взглянула в сторону чудовища, он был почти в двух– трех метрах от нее. Дед нисколько не преувеличивал, сказав ей, что он исполинских размеров. Он немного был похож на дракона, но у него не было видно крыльев. Монстр был величавый, гордый. Его длинный чешуйчатый хвост, то и дело показывался из воды.
Катя мысленно прощалась со всеми родными. Совсем не к месту она вспоминала, куда положила свои золотые сережки, которые не могла уже как год найти.
– Послушай, ты долго из себя рыбу будешь изображать? Хотя может ты и рыба, но уж больно не похожа,– над ухом Кати раздался мелодичный голос. Катя посмотрела перед собой – стена. Изумленно моргнула и задрала голову. Из ее груди раздался дикий вопль.
– Я, конечно, понимаю, что я далеко не красавица. Но думаю, что я не настолько ужасная, чтобы так орать,– чудомонстр поморщился.
– Да нет, ты вовсе не ужасная, просто…
– Ой ты умеешь разговаривать? – ошарашенно спросила Катя.
– Слушай, до тебя всегда все так медленно доходит? Ты уже минуту со мной разговариваешь, и так и не поняла, с кем разговариваешь? И неуяснила себе, что я вообще обладаю даром речи, да?– чудовище начало раздражаться.
– У меня случилась беда, иначе бы я ни когда и близко к людям не подплыла. От людей только одни неприятности. Мой маленький сыночек запутался в рыбацких сетях, и мне самой никак не оcвободить его. Ты сможешь помочь?
– Конечно. Где он? Поплыли скорее, мы теряем время на пустые разговоры.
Катя немного ошалела. Оно и верно, не каждый день встречаешься наедине с монстром, о котором ходят жуткие легенды, да не просто монстром, а монстром, который умеет разговаривать, да к тому просящий у тебя помощи.
– А как мы поплывем – взволнованно спросила Катя.
– Цепляйся за мой хвост, а я легонько заброшу тебя на спину.
Перед Катей из воды появился зеленый хвост. Она что есть силы ухватилась за него и зажмурила от страха глаза. На ощупь хвост оказался теплым и немного шершавым. Девочка машинально открыла глаза и, не успев опомниться, оказалась на спине, совсем нестрашного чудовища. Катя примостилась между двумя крылами , такими же зелеными как и хвост, которых поначалу не заметила. И очень быстро поплыли.
– Послушай, а как тебя зовут? – ничего умнее Катя придумать не могла, но она решила поддержать разговор.
– Несси.
– А понятно! Лох– несское чу…
– Слушай, у тебя со слухом плохо. Я же сказала Несси, а Лох– Несс – так звали моего деда.
– Так у тебя еще семья есть?…
– Интересно, а почему ее у меня не должно быть?
– Очень приятно, Несси, а меня Катя зовут.
– Девочка улыбнулась, ей уже начинал нравиться этот зверозавр. – Ах, кстати, а как твой вид называется?
– Мой – птицезавр.
«Надо же. Я совсем немного промахнулась» – промелькнуло в мыслях у Кати
– Послушай, значит ты и летать умеешь? – Девочка с любопытством посмотрела на странные крылья, они были небольшого размера
– Конечно, нам пришлось бы туго без них выжить в этом мире. Мы и ходить, и летать , и плавать умеем. Раньше здесь жил мой дед. Знаю, был не очень вежлив.
– Не то слово…
– Не перебивай. Я на свет появилась на этом озере, и мой малыш первый свой вздох сделал здесь же. Как только он немного окрепнет, мы покинем это место, но мы вернемся, чтобы следующий наш детеныш появится здесь. Ну, вот мы и приплыли.
Катя огляделась. Желтые камыши плотно обступили сушу. Сразу за камышом – высокий берег , а на берегу росли березы. Они были настолько большие и старые, что нижние ветки очень низко склонялись к земле.
– Где твой малыш? – Катя крутила головой во все стороны, но ничего похожего на маленького птицезавра не видела.
– Он там – ответила Несси и вышла из воды. Девочка аккуратно соскользнула со спины огромного чудовища. На суше он казался намного больше, чем в воде. Катя последовала за птицезавром и в нескольких метрах от воды , под плотным сводом березовых веток, лежал измученный детеныш Несси. Его тело плотно обвивала браконьерская сеть. Печальные глазки малыша были устремлены на маму.
– Да, дела. Просто так сеть не распутаешь, здесь нужен нож. Почему я об этом не подумала раньше, можно было сбегать в деревню, к дедушке. Он дал бы хороший острый нож.
– Здесь недалеко есть домик. Рыбаки иногда в нем непогоду пережидают, может в нем отыщется та вещь, которая поможет освободить моего малыша.
– Где этот домик? Говори скорее. Я сбегаю.
– Это в той стороне – и Несси кивнула вправо – беги по берегу и ты его увидишь.
Что есть силы, Катя бросилась бежать вдоль камышей в поисках рыбацкого домика. Вскоре она устала бежать и перешла на шаг, и тут вдруг из– за деревьев показалась избушка. Возле нее лежало несколько перевернутых лодок. « Наверное, рыбацкий домик», подумала Катя и окликнула: «Есть кто живой?» В ответ тишина. Девочка шагнула к дверям, потянула за ручку, и дверь со скрипом открылась. Катя вошла и огляделась. Маленькое грязное оконце пропускало тусклый свет. У окна – широкий стол, рядом несколько скамеек. На столе стояла какая-то посуда, Катя подошла к столу – чашки, кружки, ложки, но ножа не было. «Что же делать? Где взять нож?» Взгляд девочки скользил вдоль стены. В углу примостилась небольшая печь. А над печкой, о чудо, Катя увидела большой нож, он был воткнут в бревно. Катя дотянулась до него и попыталась выдернуть. Нож крепко сидел на своем месте. «Маловато силенок – подумала девочка, – но надо что-то придумать». Она подтянула скамейку, встала на нее и двумя руками ухватилась за рукоятку ножа и снова потянула. Нож выдернулся, и Катя облегченно вздохнула. «Ура! Я спасу малыша!» закричала девочка и бросилась бежать туда, где осталась Несси с детенышем. Обратный путь показался Катерине намного короче .Стараясь перевести дыхание, девочка подошла к малышу. Он лежал на боку и глаза его были по-прежнему печальны.
– Сейчас, маленький, я тебе помогу – и девочка принялась аккуратно разрезать сеть.
– Ты нашла нож! – обрадовалась Несси, – какая ты молодец, Катя.
С трудом, медленно тело малыша освобождалось. Ну, вот и долгожданная свобода. Детеныш поднялся, и подталкиваемый заботливой мамой, поплелся к воде. Через некоторое время они вернулись. Малыш уже выглядел бодреньким и прятался за маму.
– Спасибо тебе, Катя! Ты спасла моего малыша! Скажи, чем я могу тебя отблагодарить.
– Ничего мне не надо. Скажи, как зовут твоего детеныша, почему он со мной не разговаривает?
– Ласси, его зовут Ласси. Он еще маленький, говорить по– человечески не умеет, но все понимает. Он благодарит тебя за свое спасение и приглашает немного с ним поплавать.
– Я очень рада! Пошли! Катя встала с горячего песка и направилась к воде. Ласси последовал за ней. С озера долго доносились восторженные крики девочки. То Ласси катал её на спине, то они играли в «догонялки». Уставшие, но довольные, они показались на берегу.
– Мне надо домой. С вами здорово, но бабушка с дедушкой будут беспокоиться, искать меня.
– Я доставлю тебя к деревне, но вначале хотела тебя отблагодарить. В нашей семье есть семейная реликвия – медальон. Он хранит нас от всяких бед и напастей, и теперь он твой. Ты спасла нас. Теперь медальон будет хранить и оберегать тебя.
– Держи, – Несси надела на шею Кати медальон на цепочке. – Обещай, что ты его не будешь снимать.
– Обещаю, – произнесла Катя.
– А теперь держись, пока Ласси отдыхает, я доставлю тебя к дому.
Не успев оглянуться, Катя оказалась на знакомом берегу. Так быстро они добрались до места. Девочка соскользнула со спины и повернулась к Несси.
– До свиданья, Несси, может еще увидимся.
– Все может быть. До свиданья, Катя. Спасибо тебе за все. Береги медальон.
 Птицезавр махнула хвостом и исчезла, как будто никогда её и не было. Катя долго стояла в недоумении. « А не привиделось ли мне все это, может я на солнце перегрелась» – подумала девочка, и рука машинально потянулась к шее. «Да нет же, вот он медальон, который подарила мне Несси» . Катя поплыла к берегу.
– Как, ты все еще тут? – на берегу стояла удивленная Марина.
– Тебя жду!
– Да я ушла два часа назад! И ты все еще меня ждешь?
– Как? Два часа! Неужели. А я и не заметила! – Катя изобразила удивление.
– Ты даешь, подруга! Так и простыть недолго. А меня мама задержала. Никак вырваться не могла. Прости.
– Ничего страшного. Я сама не заметила как время пролетело, – улыбнлась Катя.
– Верю,– Марина ответила на улыбку. – Пошли домой?
– Пошли, конечно!
Вскоре Катя уже сидела дома и затаив дыхание слушала очередную захватывающую легенду дедушки. Хотя легенду ли?..


Дата публикации: 25 Декабря 2019

Автор: Надия Биктимирова

Отправитель: Лариса Зиневич

Вам нравится? 1 Да / 0 Нет


Изображения


  • Комментарии
Загрузка комментариев...