НАРОДНАЯ ЛЕТОПИСЬ
Новосибирская область
Портал «Народная летопись Новосибирской области» –
краеведческий ресурс, где читатель может
не только узнать историю своего родного города, села,
поселка, деревни, а также Новосибирской области,
но и сам стать творцом истории своего края.


Кипрейный чай

Я родился и живу на богатой традициями Колыванской земле. Одна из этих традиций – приготовление русского, национального напитка – Кипрейного чая. Именно о ней я хочу рассказать.

Интересуясь темой Великой Отечественной войны, мне встретилось одно интересное видео: «Конец лета, 1941 года, немецкая армия наступает по всем фронтам. Фашисты рвутся к Ленинграду, но командующий группировкой «Север» генерал-фельдмаршал фон Лееб отдает странный приказ: зайти в Копорье и уничтожить объект под кодовым названием «Река жизни». И только недавно стало известно, что объектом были биохимические лаборатории Копорской чайной фабрики, где проводились работы по созданию уникального напитка, для повышения выносливости бойцов Красной армии».
Миф это или реальность судить сложно из-за недостатка источников. Но в любом случае, я задумался, почему мы ничего не знаем об этом напитке? Конечно, я стал искать информацию о чае. Оказалось, что Копорский чай готовят из того самого иван-чая, который растет рядом с нами.

Немного истории
Настоящий чай, сначала китайский, потом индийский, появился в России в XVII веке. Но именно Сибирь исторически связана с чаем прочнее, чем другие регионы России.
Сибиряки впервые привезли его в Россию и через нашу территорию европейцы получали китайский чай.
Задолго до появления иноземного чая наши предки пили сибирский чай, состоящий из ягод, моркови и трав, среди которых в почете – кипрей. С давних времён он употреблялся в качестве напитка и лекарственного средства.
Иван-чай, русский чай, Кипрейный чай – это названия одного и тоже чая, приготовленного путем естественного брожения из листьев кипрея.
В литературе, он больше известен как Копорский от местности «Копорье» в Петербургской губернии, которая в XIX веке стала центом его производства.
Долгое время Копорский чай возами продавался по всей территории Империи и вывозился контрабандно за границу. Однако, в XX веке массовое производство Копорского чая в России по различным причинам было свернуто.

Проведенные встречи с жителями Колыванского района доказали, что в сибирских селах хранят традицию приготовления чая из кипрейного листа.
Этот чай фактически является продуктом питания, он имеет в своем составе массу биологически активных веществ: витаминов, ферментов, органических кислот, и микроэлементов.
Цветет кипрей все лето, его цветочным пухом даже набивали подушки.
Заготавливали и употребляли кипрей не только в Копорье, но и в других регионах России, не исключением является Сибирь и мой родной Колыванский район и село Новотырышкино.

Используя полученные знания из литературы и старинные рецепты, переданные старожилами, я освоил технологию приготовления чая, которая состоит из 5 этапов.

Первый этап: сбор листьев. Я живу в селе, и мне не составило труда найти места произрастания в дикой флоре растения кипрей. Кипрей наиболее часто растет в местах вырубки или на гарях, т.е там, где когда-то полыхал пожар. Часто его можно встретить на опушках леса. Думаю, что сбор сырья возможен на территории всего Колыванского района.
Собирать лист лучше в период цветения. Как говорила моя бабушка, «тогда растение самое сильное». Удобно собирать листья, придерживая одной рукой стебель, а другой, сжав кулак провести по стеблю и у вас в руке останется самое ценное – кипрейный лист. Отдельно можно собрать цветы кипрея, чтобы потом добавлять их в чай. При заваривании это придает чаю особую красоту.

Второй этап: подвяливание.
После сбора листа, его необходимо перебрать и разложить в тени для подвяливания. Готовность листа определяют сжатием. Если при сложении лист «не хрустит», то пора переходить к ферментации.

Третий этап: подготовка к ферментации.
Само растение содержит в себе соки и ферменты для ферментации, т.е. для естественного брожения. Необходимо лишь разрушить структуру листа. Это можно сделать разными способами.
Я опробовал два. Первый – скручивание листьев вручную. Взять несколько листочков, прокатать их несколько раз между ладонями. Как только лист потемнел – процесс «скрутки» окончен. Появится запах свежескошенной травы. Второй способ –насыпать в таз листья и двумя руками тщательно их перемять до появления сока.

Четвертый этап: ферментация – подготовленные листья, укладываем в неметаллическую посуду, ставим в тёплое место, на брожение. Здесь начинается таинство - ферментация. Внешне это выражается в постепенной замене зеленого цвета на коричневый и в развитии аромата. Готовность чая определяется появлением цветочно-фруктового аромата. Ферментация может длиться от 6 до 24 часов. Это зависит от температуры воздуха, от количества влаги и микроорганизмов, необходимых для ферментации.
Далее, если вы хотите получить листовой чай, то переходим к сушке, а если гранулированный, то листья нужно перекрутить на мясорубке.

Пятый этап: сушка. Цель сушки – остановить ферментацию и зафиксировать в чайном листе образовавшиеся свойства. Т.к. у нас нет русской печи я сушил чай в духовке при температуре 60 градусов. И в сушилке при температуре 50 градусов, где чай сушится дольше и отличается по своим вкусовым свойствам. Во время сушки во всём доме стоит такой волшебный аромат, что только из-за одного этого стоит хотя бы один раз приготовить Копорский чай, обладающий удивительным вкусом.

Вспоминая свои традиции, мы меняем не только себя, но и информационное пространство вокруг. Именно поэтому так важно знать и помнить всё то, что делает нас причастными, к родной Сибирской земле, подарившей чайное растение Кипрей. С помощью Кипрейного чая можно провести оздоровление своего организма, нужно вспомнить забытый напиток, который, возможно, пили казаки, основавшие Чаусский острог. Суровый край, тяжелый физический труд заставлял людей обращаться к чудо-напитку. И пусть способы приготовления у каждого будут свои, претерпевшие изменения в ходе жизни, но гостеприимство и чаепитие стало неотъемлемой традицией Сибирского народа, оно вошло в быт, став частью нашей культуры. Я не призываю отказываться от какого-либо другого чая, но я за то, чтобы возрождать свои русские традиции.

Дата публикации: 20 Января 2020

Автор: Данила Фарафонов


Вам нравится? 3 Да / 0 Нет


Изображения


  • Комментарии
Загрузка комментариев...