НАРОДНАЯ ЛЕТОПИСЬ
Новосибирская область
Портал «Народная летопись Новосибирской области» –
краеведческий ресурс, где читатель может
не только узнать историю своего родного города, села,
поселка, деревни, а также Новосибирской области,
но и сам стать творцом истории своего края.


Малая авиация (Часть 1)

    В Новосибирской области была создана целая система малой авиации. Официальной датой рождения регулярного авиасообщения в Новосибирской области принято считать 17 мая 1929 года, когда из Новосибирска в Омск впервые вылетел почтовый самолёт «Фоккер». Уже через год самолёты из столицы Сибири летали в Новокузнецк, затем воздушные мосты навели в Кемерово, Белово, Свердловск... К началу Великой Отечественной Новосибирский городской аэропорт был уже крупнейшим авиатранспортным узлом за Уралом. Таковым он и оставался до 1957 года, когда под Новосибирском была открыта новая большая воздушная гавань – «Толмачёво». С тех пор городской аэропорт стал обслуживать в основном местные авиалинии – область, соседние регионы, а затем ещё и нефтяные «северА» в Томской и Тюменской областях.
В 60-е годы в сельских районах Новосибирской области началось активное строительство небольших аэродромов для приёма и отправки грузовых и пассажирских «кукурузников» – самолётов АН-2. Этот главный сельский воздушный трудяга десятилетиями возил в глубинку людей и почту, работал «скорой помощью», переправляя тяжёлых больных в новосибирские больницы, гербицидил и удобрял колхозные поля, проводил аэрофотосъёмку, боролся с вредителями леса... Трудно найти на территории области место, где бы не приземлялся «кукурузник»: для посадки ему достаточно ровной площадки длиной в пятьсот метров.
      Одним из начальников Новосибирского городского аэропорта, один из самых известных и авторитетных авиаторов области был Геннадий Васильевич Куличёв. Уже к середине 70-х из городского аэропорта Новосибирска ежедневно летали самолёты в 15 населённых пунктов области. И ещё более чем в 20 городов и посёлков за пределами НСО – от Омска до Братска, от Усть-Каменогорска и Бийска до Читы. В Новосибирской области с 1971 по 1988гг. насчитывалось около 27 аэропортов малой авиации. Парк самолётов к тому времени уже состоял из более вместительных и комфортных АН-24 и ИЛ-14, а «кукурузник» АН-2 использовался в основном в пригородных рейсах.
      Что интересно, местная авиация НСО в течение всей своей истории обошлась без серьёзных авиапроисшествий. По договорам с хозяйствами НСО и соседних областей обрабатывались химикатами и удобрениями более полумиллиона гектаров сельхозугодий.
      Например, в 60-ых – 90-х гг. в Колыванском районе было три аэродрома: Колыванский, Пономарёвский и Пихтовский. Колыванские мальчишки с замиранием сердца бежали на аэродром, чтобы хоть одним глазком посмотреть взлёт и посадку самолётов АН-2, ЯК-12 и вертолетов всех типов. Там же была базировка сельскохозяйственных и лесоохраняющих самолетов.
      Первым и единственным начальником Колыванского аэропорта с момента его открытия и до самого закрытия был Пётр Александрович Паршин, который вспоминает, что открыли Колыванский аэропорт в 1965 году, а закрыли 1 июня 1990 года, почти в это же время закрыли Пономарёвский и Пихтовский аэропорты. Билет, кроме аэродрома, можно было купить в городе Новосибирске. Билет стоил: Колывань – Новосибирск – 1 рубль, Колывань – Пихтовка – 2 рубля, Колывань – Пономаревка – 3 рубля. Расчистку аэродрома после метелей осуществляла техника СПТУ-79 на тракторах ДТ и «Кировец». Чтобы расчистить всю территорию аэродрома, нужно было потратить до восьми часов времени.
      В распутицу самолёты не летали, пока не высохнет поле аэродрома (а оно было травяное), вместо них летали вертолёты. Летали сначала 2-3 раза в день, перед закрытием - реже. Здание аэропорта было деревянное, состояло из нескольких комнат: пилотская (там отдыхали сотрудники, как гостиница), зал ожидания, касса. На втором этаже здания была диспетчерская. В летнее время самолёты опыляли поля, по несколько дней вахтовым методом работали пилоты, жили по три недели без отдыха.
      Второй аэропорт располагался в селе Пихтовка, когда открыли первый аэродром, точной даты нет, но его перенесли на другое место. В 1960-е годы из Пихтовки выполнялись регулярные рейсы в аэропорт Северный города Новосибирска. В начале 1970-х годов в Пихтовке было построено здание аэровокзала, ближе к деревне. Кроме того, можно было добраться в Пихтовку по железной дороге, а также существовало регулярное автобусное сообщение с Новосибирском и Колыванью. Кто был первым начальником Пихтовского аэропорта, никто уже не помнит, а вот вторым был Горбунов Михаил Трофимович, после него - Василевский Эдуард Фёдорович. Здание аэропорта было деревянное, с залом ожидания для пассажиров, кассой, комнатой радиста и начальника. Был буфет, но позже его убрали. В этом же здании некоторое время находилась метеостанция. За зданием - взлетно-посадочная полоса. За полосой вырыт котлован, в котором разводили карасей. Часы работы сотрудников аэропорта не нормировались - работали до последнего вылета самолета. А так как всегда требовались дополнительные рейсы и в летнее время летали пожарные вертолеты, то работали насколько позволяло светлое время суток. Позывной в Пихтовском аэропорту был «Лезгинка», «Варта» в Новосибирске, в Пономарёвке «Висмут». В Пихтовку летали самолёты АН-2 и базировались вертолёты МИ-2, МИ-8. Билеты делили пополам: 6 билетов Пихтовским и 6 билетов Пономарёвским. Билеты можно было купить только в аэропорту, при покупке билета паспорт был не нужен. В зимний период расчисткой взлётной полосы занимался совхоз. Во время распутицы, если не летали самолёты и не ходили автобусы, то люди добирались из Пихтовки на паровозе до станции Кокошино, делали пересадку на поезд до Новосибирска, в те годы там проходила железная дорога. В 80-е годы в селе Пихтовка проживало около трёх тысяч человек, поэтому транспорт был просто необходим.
      Третий аэропорт в селе Пономарёвка начал работать в середине 60-х годов. Первым начальником аэропорта был Новиков Василий Павлович, после него Игонин, Валентина Николаевна Тверезовская была третьим начальником аэропорта. Четвёртым с июня 1982 года и до самого закрытия, а полностью закрыли аэропорт в 1992 году, был Владимир Георгиевич Ванюкевич.
      Здание аэропорта было небольшим, всего три комнаты: зал ожидания, аппаратная, комната для вещей. Взлётная полоса была хуже, чем в Пихтовке, там сетка лежала на взлётной полосе, а в Пономарёвке просто поле, которое состояло сначала из двух взлётных полос, потом одна заболотилась, и осталась одна.
      На период весенней распутицы, когда взлётные полосы раскисали и АН-2 не могли садится, их на 1-1,5 месяца заменяли вертолётами. В связи с отсутствием в этот период дороги нередко вместе с пассажирами вертолётом отправляли в Пихтовский маслозавод сливки из Пономарёвского сливкоотделения, а обратно получали почту и хлеб. Билеты продавали заранее, за неделю или две. В день доходило до трёх – четырёх вылетов. Также можно было заказать за месяц билет в другой город страны. Когда желающих было больше запланированного, то для пассажиров, не улетевших рейсовым самолётом, диспетчер порта заказывал дополнительный рейс и, как правило, заказ был выполнен. В зимнее время с совхозом Пономарёвским имелась договорённость, и по первой просьбе совхоз выделял технику. Как правило, справлялся один гусеничный трактор ДТ-75, который цеплял изготовленное приспособление, хранившееся здесь же, у края лётного поля, и производил выравнивание взлётных полос. Работа длилась 3-4 часа, всё зависело от прошедшей метели. В осенний период перерывов практически не было, в это время у населения было три варианта: вертолёт вместо самолёта, второй вариант - попутный транспорт (в основном это были автомобили совхоза) и третий вариант - до Пихтовки ехали на попутных автомобилях, от Пихтовки до Кокошино на поезде (ветка), в Кокошино делалась пересадка на проходящие поезда до Новосибирска. 1 января 1971 года на территории Пономарёвского сельсовета проживало 2700 человек на сегодняшний день, не насчитывается даже 200.
      Благодаря авиалиниям многие мальчишки Колыванского района мечтали посвятить свою жизнь авиации, и более 50 выпускников из Колыванского района осуществили свою мечту - поступили в лётные училища! Только село Пихтовка взрастило 27 парней, из села Пономарёвка в небо поднялось более 15 человек!
      Выпускник Колыванской школы № 1 Третьяков Александр Ильич осуществил свою мечту! Уроженец деревни Жирновка Колыванского района. В 1960 году семья переехала в Пономарёвку Колыванского района. Этот переезд был судьбоносным для Александра Ильича. В Пономарёвку весной прилетал маленький почтовый вертолёт. Все ребятишки с нетерпением ждали этого прилёта, не скрывая своего любопытства и с восхищением смотрели на лётчика в шлемофоне. Поэтому после окончания школы, как и его старшие товарищи из Пономарёвки, с которыми рос и играл, а теперь уже пилоты – братья Микрюковы, Четвертухины, Ванюкевич, успешно сдав экзамены, поступил в лётное Бугурусланское училище. В 1976 году закончил учёбу. Был направлен в Новосибирск в городской аэропорт вторым пилотом на АН-2. Освоив этот самолёт, переучился на АН-24 и был переведён в аэропорт Толмачёво. Сначала работал вторым пилотом, в 1986 году был введён командиром самолёта АН-24. В основном летал на север Сибири. Двадцать два года проработал на лётной работе. Но в июле 1989 года произошёл непредвиденный случай, об этом писали в областной газете «Советская Сибирь». Александр Ильич проявил в данной ситуации огромную выдержку, показал силу духа и глубокие знания в своей профессии. Рейс по маршруту Нефтюганск - Новосибирск на самолете АН-24 с бортовым номером 46 321 выполнял экипаж Толмачевского авиапредприятия под командованием пилота Александра Ильича Третьякова. И вдруг на приборной доске пилотов загорелось светосигнальное табло «стружка в левом двигателе». Для экипажа было понятно, что это такое: внутри двигателя происходит разрушение. Командир корабля Третьяков дал указание бортмеханику Николаю Сергеевичу Можейко неустанно следить за параметрами левого двигателя и постоянно о них докладывать. Ещё через час упало давление масла ниже контрольной отметки, дальше могло случиться непредвиденное и самое страшное - пожар. Второй пилот Анатолий Генневич Адамов передал наземным службам о случившемся на борту их корабля, и оба они - Третьяков и Адамов - стали пилотировать АН-24 с одним двигателем. Полностью владея ситуацией, он успешно справился со своей задачей - АН-24 благополучно приземлился в аэропорту Толмачево. А пассажиры, возможно, и не поняли, в какой экстремальной ситуации работал экипаж, выполняющий их рейс. За проявленное умение в данной ситуации Александру Ильичу было присвоено звание «Отличник аэрофлота». По стопам Александра Ильича пошёл племянник – Третьяков Евгений Владимирович, он военный лётчик. Более десяти лет служил в военной авиации. В данное время живёт в Харькове, преподаёт в военной академии, где преподавал его отец.


Дата публикации: 30 Декабря 2019

Автор: Лилия Потеряева


Вам нравится? 8 Да / 0 Нет


Изображения


  • Комментарии
Загрузка комментариев...