Малая авиация (Часть 2)
Говоря о пономарёвцах, можно обратиться к личному архиву уроженца села Пономарёвка Южакова Николая Николаевича, который собрал большой материал о земляках-друзьях лётчиках. Из его выпуска 1966 года, из 20 человек три человека стали лётчиками. Это был второй выпуск школы в статусе средней. В первом выпуске 1965 года учились девять человек, двое юношей стали лётчиками. Из каждого следующего выпуска выпускники поступали в лётные училища, либо лётно-технические, стремились связать свою судьбу с авиацией, и так более 15 человек из дальнего медвежьего угла, где горизонт сходится с землёй, а дорога упирается в бескрайние, непроходимые Васюганские болота, накрепко связали свою судьбу с небом и стали лётчиками либо работниками, непосредственно связанными с авиацией. Они стали не только высококлассными пилотами, отличниками воздушного флота, прекрасными наземными работниками, но и командирами воинских частей, эскадрилий, экипажей. А Микрюков Виктор Борисович, серебряный медалист школы стал заместителем Генерального директора авиакомпании «Сибирь», отвечал за качество полётов. Виктор освоил все типы самолётов, неоднократно работал в командировках за границей, не обошлось у него и без вынужденных посадок на неприспособленную местность, которые, к счастью, завершились благополучно.Первым курсантом Оренбургского военного лётного училища из Пономарёвки стал Гладышев Александр Иванович, он подал пример остальным школьникам, что выпускники из медвежьего угла могут на равных конкурировать с другими именитыми образовательными учреждениями. И в этом его роль переоценить трудно. Он преодолел моральный барьер и развеял миф о неполноценности сельской дальней школы. Родина оценила его отношение к службе и к выходу на заслуженный отдых грудь полковника, командира 101 Отдельной Испытательной Авиационной эскадрильи специального назначения ВВС, украшают ордена и медали.
Выпускник 1965 года Ердиков Юрий после службы на подводной лодке Тихого океана закончил Новосибирский институт народного хозяйства и был направлен в Казахстан для ведения работ космического направления.
Кижаев Борис Максимович Б. М. в середине 50-х годов прошлого столетия поступил в военное лётное училище, но вскоре в связи с сокращением армии его лётная мечта оборвалась, в гражданской жизни он стал хорошим специалистом Новосибирского приборостроительного завода. Поганов Борис Фёдорович получив специальность радиста, летал в экипаже самолёта Командующего Сибирским военным округом.
Следующими преодолевают барьер к лётной работе два выпускника 1966 года, Микрюков Сергей Борисович и Четвертухин Вячеслав Христьянович. Они успешно проходят медицинскую комиссию и выдерживают вступительные экзамены в Бугурусланское лётное училище гражданской авиации. После окончания Славу оставляют работать в училище инструктором, а Сергея отправляют в Новосибирск, где он начинает летать вторым пилотом на АН-2 на местных линиях. Но вскоре его вводят в командиры.
А такой, как Кулешов Алексей Сергеевич, родившийся в деревне Жирновка и закончивший Пономарёвскую школу, всю свою трудовую деятельность посвятил всем известному 401 заводу г. Новосибирска, который занимался ремонтом воздушных судов. А Четвертухин Владимир Христьянович, младший брат Четвертухина Славы, будущего командира Шереметьевской эскадрильи ИЛ-86 международных авиалиний принял решение и воплотил его в жизнь - все годы трудовой деятельности летал стюардом.
Выпускник 1966 года, Муравьёв Николай Егорович, тоже стал лётчиком, но только после 3-х летней службы на подводной лодке Тихоокеанского флота. Николай после окончания училища был направлен на работу в Томскую область и всю свою жизнь посвятил местным авиалиниям, о чём в рассказе «Исполняя мечту деда Егора Васильевича» в своей книге «Под крылом самолёта» рассказал Томский писатель Беляев Л.А.
Выпуск 1967 года. Два человека из этого выпуска становятся лётчиками. Поганов Виктор – морская авиация. Он изготовил вращающийся стул и до самоистязания на нём крутился, тренировал свой вестибулярный аппарат, чтобы поступить в училище и исполнить детскую мечту! Перевалов Александр Прохорович летает на самых современных стратегических бомбардировщиках.
Выпуск 1968 года. Вновь два выпускника, Ванюкевич Николай Георгиевич идёт по стопам друзей-соседей и заканчивает тоже Бугурусланское училище и так же, как все они, заканчивает Ленинградскую академию гражданской авиации. Начинает работать на Камчатке, затем в Хабаровске, но родина тянет назад, и он переводится в Толмачёвский аэропорт, где и летает командиром ИЛ-86 на международных авиалиниях в эскадрильи друга детства Микрюкова С.Б.
Одноклассник Ванюкевича и его товарищ, Фёдоров Геннадий Иванович, поступает в Омское лётно-техническое училище, по окончании которого работает в аэропорту г. Сургут.
Выпуск 1969 года. Панков Владимир Андреевич поступает в Омское лётно-техническое училище, специальность – радиолокационное и радионавигационное оборудование аэропортов. После окончания в апреле 1972 года начинает работать в аэропорту Толмачёво на объекте дальней радиолокации. С 1984 года работал начальником снабжения аэропорта Толмачёво.
Комаров Михаил Андреевич, чья служба была неразрывно связана с противовоздушной обороной страны и истребительной авиацией. Служба начинается на Севере, в безлюдных местах, в точках, где преобладает бездорожье, отсутствуют всякие коммунальные услуги, но именно отсюда воинская часть, где он служит, ведёт радиолокационное наблюдение за воздушным пространством СССР. В 1969 году после соответствующей переподготовки он становится штурманом наведения истребительной авиации войск ПВО.
В 1972 году ещё два выпускника школы, Ванюкевич Владимир Георгиевич и Наконечных Александр Борисович поступают в Омское летно-техническое училище. По окончании Владимира направляют работать в Якутию, а Александра - в Тюменскую область, где он живёт по сегодняшний день.
Худяков Игорь Васильевич – выпускник Пономарёвской школы 1982 года. Как и его дядя, лётчик, (родной брат мамы), который в годы Великой Отечественной войны был ранен на фронте, после госпиталя работал в Толмачёво по ремонту подбитых на фронте самолётов. Дед был офицером царской армии, награждён Железным крестом. Два двоюродных дяди также военные лётчики. Именно поэтому Игорь Васильевич с детства мечтал стать лётчиком. Каждый раз он бегал к аэропорту, чтобы посидеть в самолёте, мечтал и осуществил свою детскую мечту. В 17 лет поступил в Киевский институт гражданской авиации. После второго курса понимает, что не хочет быть инженером, а хочет летать! Поэтому параллельно подаёт документы в Балашовское военное лётное училище и поступает. В настоящее время живёт в Москве и летает на международных линиях. Его сын Михаил – курсант Краснодарского высшего военного авиационного училища.
Бучинский Анатолий Дормидонович, его любовь к самолётам, к авиации приводит его после демобилизации в 1972 году на Новосибирский завод им. Чкалова, поближе к самолётам, туда, где их делают. Работая на заводе токарем, он всё больше и больше укрепляется в мысли, что у него есть шансы подняться в небо. И в 1974 году поступает в Егорьевское авиационное техническое училище им. Чкалова, оканчивает его с отличием. Ему предоставляется право выбора места работы, и он выбирает родной Новосибирск. С 1977 года работает техником-механиком по обслуживанию самолетов ТУ-104, потом ИЛ-18. В 1983 году переходит в транспортную авиацию на заводе им. Чкалова. Пройдя успешно медкомиссию в ЦБЭЛИС в г. Жуковском, начинает летать борттехником на АН-8. В 1984 добровольно уходит служить в Афганистан, был на БМП наводчиком орудия. Но буквально после второй операции, при возвращении, его БМП накрывает миной. Ранение. Госпиталь. И опять возвращение в авиацию. В 1986 году он в составе экипажа АН-8 летал в Афганистан. Вывозили раненых.
27 парней из села Пихтовка осуществили свою мечту: два брата Безденежных, Анатолий Викторович и Николай Викторович, Бекасов Сергей Фёдорович, два брата близнеца, Николай и Юрий Мягковы и младший брат Владимир Николаевич Мягков, а также двоюродный брат Мягков Константин Александрович, Владимир Алексеевич Соколов, Овечкин Сергей Георгиевич. Три одноклассника: Трофимов Владимир, Постолатий Александр Григорьевич и Мотелика Сергей Васильевич, в 1983 году окончив Пихтовскую среднюю школу Новосибирской области, также решили связать свою жизнь с авиацией. Башарин Геннадий Васильевич, Игнатьев Геннадий Степанович, Полещук Николай Леонидович, Попов Владимир Васильевич, Милованов Станислав Николаевич, Мамаев Александр Геннадьевич, Милованович Андрей Александрович за летную деятельность освоил несколько типов воздушных судов: АН-24, ТУ-154, ИЛ-86, ТУ-204/214, ИЛ-76ТД-90ВД, общий налет составляет 13362 часа.
Ещё многие юноши из села Пихтовка осуществили свою мечту и поднялись в небо, благодаря военруку, кавалеру ордена Славы трёх степеней, ветерану Великой Отечественной войны, Салосину Николаю Алексеевичу. Как вспоминают сами выпускники Пихтовской школы, он был примером для подражания, и именно он прививал парням уважение к земле, ответственность, любовь к Родине. Благодаря ему, многие пошли в авиацию или связали свою жизнь с военным делом. У Николая Алексеевича три сына: Вадим, Олег и Александр, двое из которые связали свою судьбу с авиацией. Салосин Вадим Николаевич по окончании академии, в 1976 году, получил направление на Дальний Восток, где прослужил двадцать лет. Служил в Приморье и в Амурской области. Его знания и опыт позволяли занимать ответственные должности. Он был инженером эскадрильи, начальником технико-эксплуатационной части полка, начальником бригады, начальником специальной службы войсковой части. Второй сын в семье Салосиных, Олег Николаевич, в 15 лет поступил в Суворовское училище, потом закончил военный институт иностранных языков. Сейчас он на пенсии, живет в Казахстане, преподаёт в университете иностранные языки. Третий из братьев, Александр Николаевич Салосин с самого детства мечтал, глядя в небо, быть ближе к нему, взлететь, и взлетел, осуществив свою детскую мечту. Большую часть службы прослужил Александр Николаевич в Военно-воздушных силах СССР и России из которых 32 года прослужил в Поисково-спасательной парашютно-десантной службе ВВС.
Молодые парни из Колыванского района сами шли к своей мечте, преодолевая трудности, уезжая от родителей в другие города, и своим упорством они добивались высоких результатов. Каждый из них показал себя грамотным специалистом, и никто не изменил своей детской мечте, связав свою жизнь с авиацией.
- Комментарии
Загрузка комментариев...