История моего села в топонимах
Посмотрите на географическую карту, на ней изображены государства, реки, моря, острова, озёра с названиями. И это только небольшая доля существующих топонимов. Свои имена имеют и довольно мелкие объекты: леса, луга, поля, болота, изгибы и затоны рек, холмы и ямы, балки, части сёл и деревень. Эти наименования, как правило, не отражаются в географических справочниках и редко встречаются в письменных документах, их отлично знают лишь местные обитатели. В любом селе можно записать, как правило, десятки таких названий. Они привлекают внимание своим многообразием, заставляют задуматься необычностью звучания.Все географические наименования имеют своё значение. Практически каждый народ давал названия рекам, озёрам или своим селениям не по случайным звуковым сочетаниям или «просто так». В каждом названии заложен смысл, из которого мы можем узнать о древних обычаях, о том, как промышляли и чем жили наши предки, какова была природа на данной территории в минувшие века, какие здесь была растительность и животный мир.
За каждым словом стоят удивительные истории, нередко легенды, а иногда и курьёзы.
Я живу в селе Чикман Чулымского района. Это мой родной край, моя малая Родина, поэтому меня заинтересовал вопрос: «А что стоит за географическим названием Чикман и его уголков, т.е. топонимами»?
Тема моей исследовательской работы «История моего села в топонимах». Считаю эту тему актуальной, т.к. я убеждена, что каждый житель нашей планеты должен знать о том месте, где он родился и живёт сейчас. У каждого человека есть этот заветный уголок - город, село, улица, дом, где он появился на свет и вырос. Это его малая родина. А из множества таких маленьких родных уголков и состоит наша общая великая Родина.
Я предположила, что через названия улиц, рек, отдельных мест села можно узнать историю моей малой родины.
Целью данного исследования является изучение, обзор и обобщение топонимов села Чикман и его окрестностей.
В соответствии с целью исследования ставлю следующие задачи:
1. Посредством изучения литературы и других информационных источников раскрыть основы науки топонимики.
2. Выявить происхождение топонимов и микротопонимов села Чикман и его окрестностей.
3. Провести анкетирование среди учащихся 7-11 классов по выявлению знаний по данной теме и проанализировать полученные данные.
4. Прививать любовь к Родине, к родному краю, учиться видеть историю вокруг себя.
Гипотеза работы:
Могу ли я из географических названий объектов села пополнить свои знания о родном крае, о его историческом прошлом?
Методы исследования:
В работе использованы разнообразные методы и приемы исследования, в частности, анализ краеведческого материала, научной литературы по основам топонимики, статистическая обработка материала, интервью, социологический опрос-анкетирование, наглядный метод.
1. Топонимы
Изучив литературу и другие информационные источники по теме исследования, я обнаружила, что образное определение топонимики принадлежит русскому языковеду, критику Николаю Ивановичу Надеждину (1804–1856), который писал: «Первой страницей истории должна быть географическая ландшафтная карта, должна не только как вспомогательное средство, чтобы знать, где что случилось, но как богатый архив самих документов, источников».
Топонимика (от греч. τόπος (topos) — место и ὄνομα (ōnoma) — имя, название) — наука, изучающая географические названия, их происхождение, развитие, современное состояние, написание и произношение. Топонимика является интегральной научной дисциплиной, которая находится на стыке трёх областей знаний: географии, истории и лингвистики.
Топонимика близка с географией: вы можете изучать названия объектов только тогда, когда чётко представляете себе эти объекты. Нет сомнения, что топонимика связана и с историей: меняются поколения людей, они переезжают с места на место, но названия гор, рек и озер, которые они дали, остаются в памяти людей, которые их заменили, а многие географические названия были сохранены в воспоминаниях об исторических событиях. Сама же топонимика – это отрасль более широкой науки – ономастики, входящей в число наук о языке и изучающей имена собственные.
1.1. Что в имени твоем, Чикман?
В середине XVII века налегке перевалив Уральские горы, оказались в Сибири первые русские переселенцы. Одним из старинных переселенческих сел является родной Чикман, возникший в 1898 году. Откуда такое название? Существует три версии: есть сведения старожилов, что первым поселенцем был ссыльный Чикманов (или Чухманов), который поселился на берегу реки. По другой версии название Чикман (чикмень) (тюрк. - верх. одежда), мужской кафтан из сукна у народов Средней Азии, Южной Сибири и Восточной Европы.
Но существует мнение, что название села заимствовано от уральского поселения Чикман, которое находится на берегу одноименной речки. Этот Чикман стоит в середине первой сухопутной дороги из европейской части России в Сибирь, которая называлась Бабиновской.
Предположительно, наше село основалось из «людей помещичьих вместо рекрут» из Пермской губернии, из того самого Чикмана. Приехав на новое местожительство, они продолжали считать себя чикманцами и за новым селением закрепили название Чикман. Дата же основания села предположительно с 1763 год - 1767 гг, на что указывает М.М.Сперанский в своих записях.
Массовое заселение села началось примерно с 1907 года. На месте поселения был сплошной непроходимый лес, потом появились первые постройки. Вначале село состояло из нескольких дворов и церкви, которая получила название «церковь Преображения». В центре села, возле церкви, находилось и кладбище. В настоящее время на этом месте разбит парк и находится здание сельской администрации. Церковь в Чикмане была разрушена в 1920-х годах. Но в 2018 году на территории села был открыт православный приход во имя «Покрова Пресвятой Богородицы» под руководством настоятеля Сергия Лемешева.
В свое время это была большая деревня с добрыми и трудолюбивыми жителями. Почему Чикман - село, а не деревня? Из уроков географии и истории Сибири я знаю, что село - населенный пункт в сельской местности, больший по размеру, чем деревня, с крестьянским населением, являющийся хозяйственным и административным центром для близлежащих деревень. От главы Чикманского муниципального образования Натальи Анатольевны я узнала, что площадь нашего села 6 квадратных километров и раньше в селе была церковь. Следовательно, Чикман по праву называется селом.
1.2. Гидронимы
Река в жизни наших предков играла важную роль. Поэтому люди с давних пор старались селиться рядом с рекой. Село Чикман не исключение. В окрестностях села имеются две реки: Чикманенок и Серебрушка.
Название реки Чикманенок возникло от одноименного названия села.
Река Серебрушка берет свое начало в богдановских болотах. Весной сильно разливалась, а вода была такая чистая, что было видно дно реки, хотя она была очень глубокой. И светилась вода в реке как серебро.
Много воды утекло с тех пор. Обмелела река Чикманенок, сгладились ее крутые берега, в которых гнездились земляные ласточки. А Серебрушка и вовсе пересохла.
1.3. Микротопонимы
Микротопонимами называют небольшие местные объекты (от греч. mikros – малый), которые располагаются внутри населённого пункта.
Даже очень маленькие объекты такие как: рощи, луга, болота и т.д. имеют свои названия. Обычно их наименования не зафиксированы в географических справочниках и их редко можно встретить в письменных документах, они знакомы лишь людям, проживающим в определённой местности.
На территории нашего поселения расположены несколько болот: Чайкино, Зяблово и Пилипенкино.
Чайкино болото получило свое название от фамилии Чайко.
«Недалеко от болота находился стан моего прадеда. Жили в те времена единолично, заимками. Братьев Чайкиных было много, они занимались охотой, пчеловодством. Пасека передавалась из поколения в поколение» - вспоминает Синякова Мария Григорьевна (Чайко).
Зяблово болото - получило свое название также от фамилии.
Пилипенкино болото – аналогично.
1.4. Оронимы
Ороним — собственное название любого объекта орографии: хребта, горы, холма, долины, ущелья, оврага и т. п.
Роща - это уникальный уголок природы в селе Чикман, но названия не имеет. Она представляла собой остаток леса, вокруг которого селились первые поселенцы из европейской части России. В конце 50-х годов прошлого века рощу окультурили: на одной ее стороне сделали танцплощадку, а на другой карусель. Роща была ухоженной, тропинки посыпались песком. Здесь молодежь назначала себе встречи, всем селом гуляла на Троицу, фотографировались школьники, устраивали концерты заезжие артисты, о роще писали стихи. (Приложение №1)
Шли годы. Роща становилась все реже и реже. По воспоминаниям старожилов роща погибла из-за неграмотной деятельности человека: рядом с рощей построили животноводческие базы для коров и овец. Навозная жижа, просачиваясь через почву, губила корни деревьев, они начали засыхать. Сухие деревья стали вырубать, и сейчас от рощи осталась поляна с редкими осинками да по краям с кустами орешника. (Приложение №2)
Парк (Приложение№3)
В конце 60-х годов другим местом для массовых мероприятий и сходов граждан села стал парк. Еще в начале XX века на его месте была большая поляна, на которой стояла церковь. В центре площади, так стали называть эту поляну чикманцы, стоял деревянный памятник павшим в годы Гражданской войны. Памятник этот был открыт в честь погибших односельчан. Чикманцы вышли на борьбу с белочехами, но силы были не равны. И почти всех мужчин села расстреляли возле церкви, там же их и захоронили. В 20-е годы церковь перестроили в клуб. Позже на другой стороне площади построили деревянный сельский Совет. В этом же доме, через стенку, размещалась сельская библиотека. В 1966 году на площади был установлен бюст Ленина, а в 1969 году рядом построили новое здание клуба из кирпича. Через несколько лет, вначале 70-х, на краю площади появилось новое кирпичное здание сельского Совета, а через дорогу здание сельской библиотеки. Вскоре площадь огородили, по периметру засадили кленами и акацией, а по центру сделали аллею из тополей. В 1975 году в парке появились два новых памятника по обе стороны от сельского Совета: один посвящен всем погибшим в годы Великой Отечественной войны, а другой – погибшим в годы Гражданской войны.
Жители села бережно относятся к парку. Весной парк очищается от старой листвы, вырубаются старые деревья, сажают новые. Ежегодно в парке отмечается День Победы. Одним из отрицательных моментов является то, что предыдущим главой администрации сельского совета было принято решение построить на территории парка новый модульный ФАП, в результате чего парк утратил свои прежние границы.
1.5. Годонимы - названия улиц
Названия улиц села - своеобразная его летопись.
Но так ли часто мы задумываемся о смысле названия тех улиц, на которых живём, по которым ходим в школу, в магазины, интересуемся ли, почему они так названы? Название - это не только «визитная карточка» улицы, но своеобразный памятник эпохи, «зеркало» истории.
Я думаю, что каждому человеку, живущему в селе, всегда интересно узнать, откуда берутся названия улиц, и кто решает, какому названию быть, а какому - нет.
Из воспоминаний Витюк (Костырко) Марии Андреевны (в прошлом учителя истории Чикманской средней школы): «Массовому заселению села способствовала аграрная реформа П.А. Столыпина. Село стало разрастаться за счет переселенцев из европейской части России, Украины, Белоруссии. Селились отдельными слободами (краями, концами). Старики до сих пор помнят Мордовский край (наверное, основатели его – выходцы из Мордовии), Лебедевский конец (названный по фамилии четырех братьев Лебедевых, прибывших в 1909 году из Пензенской губернии). Так возникла Смоленская улица, Пензяковский край. Самой крайней была Старожиловская, которая протянулась вдоль правого берега реки Чикманенок. За рекой была большая улица Ужанихинская, по которой шла дорога в сторону Ужинихи. Параллельно Ужанихинской улице находилась Базовская (в сторону села Базово). Сейчас эти улицы не сохранились, люди либо уехали, либо переселились в центр села. Вдоль левого берега реки протянулась улица Киргизская (сейчас она называется Заречная). Думаю, что ее так назвали от того, что на этой улице жило несколько семей казахов, которых в Чикмане называли «киргизами».
Названия сельских улиц довольно прозаичные.
• Старожиловская (улица, где проживали первые поселенцы, старожилы села)
• Киргизская (на этой улице жило несколько семей казахов, которых в Чикмане называли киргизами)
• Мордовская (основана переселенцами из Мордовии)
• Эмтеэсовская (здесь находилась мастерская по ремонту тракторов, машин и другой сельскохозяйственной техники)
• Смоленская (основана переселенцами из Смоленска)
• Пензяковский край (основан переселенцами из Пензы)
• Ужанихинская (по улице проходила дорога в Ужаниху)
• Базовская (по улице проходила дорога в Базово)
• Пролетарский переулок ( дома были построены из лозы и глины, жили как пролетарии)
Переименование улиц произошло в марте 1979 г. Из воспоминаний бывшего секретаря исполкома Чикманского сельского совета Пудовой (Фартучной) А.А. «Секретарем исполкома я работала с 1978 по1983 гг. В это время в нашей стране уделялось большое внимание сельскому хозяйству. По инициативе экономиста Заславской Татьяны Ивановны на селе проводилась так называемая политика ликвидации малых и неперспективных сел, которая основывалась на убеждении, что расселение крестьян в крупные населенные пункты улучшит условия их труда и быта. Поэтому, в центральных усадьбах совхозов начали строить дома, школы, детские сады, асфальтировать улицы, проводить водопровод, вместо маленьких животноводческих ферм возводились крупные животноводческие комплексы. На территории Чикманского сельского совета предполагалось ликвидировать такие малые села как Комяженка и Боготол. Специально для жителей этих деревень были построены в Чикмане четыре улицы. Для того, чтобы люди из этих деревень переехали работать в Чикман, там закрыли школы, перевели всю технику и животных в новый животноводческий комплекс за речкой, который в народе назвали БАМ. Но большинство жителей этих сел решило, если уж менять место жительства, то ближе к городу и они ехали кто в Дупленку, кто в Лесную Поляну, Коченево, Криводановку, а в Чикман переехало примерно 25% населения. Те новые улицы, которые появились для заселения жителей из неперспективных деревень, нужно было как-то назвать и узаконить. Для этого специально в марте 1979 года собрали заседание исполкома. Вел заседание председатель сельского Совета Щербаков Виктор Васильевич, присутствовали члены исполкома - директор совхоза «Чикманский» Коробейко Анатолий Федосеевич и директор Партизанского маслозавода Мельников Дмитрий Власович, управляющий фермы Синяков Н.М., секретарь парткома Коржов Михаил Исакович и рабочий Сазыкин Анатолий Александрович. Стали думать, как назвать улицы. Улицу, на которой была построена новая школа, и дома для учителей сразу назвали Школьной, где была построена амбулатория к больнице, соответственно – Больничной. Третью улицу предложили назвать Рабочей (хотя неофициально в народе ее прозвали Комяженской). А улица, где была застроена только одна сторона, оставили называться Новой. Попутно переименовали некоторые старые улицы: Сторожиловскую назвали Набережной, остатки старых улиц Ужанской и Киргизской, что остались на другом берегу назвали Заречной. Улицу Мордовскую переименовали в Советскую, а Эмтэсовскую (от слова МТС) – в Центральную.
На все улицы были заготовлены таблички с названием и номером дома и выдавали их потом только тем жителям, которые платили за них деньги (покупали их мало), затем, на те квартиры, которые были приватизированы. Оформлением табличек занимался работник Дома культуры Михмель Юрий Степанович».
«Эпоха вызывает новые имена мест. Чем глубже происходящие процессы в общественно-экономической и политической жизни страны, тем сильнее сдвиги в топонимии»,- утверждал А.М. Селищев . В связи с различными реформами (появление поселений вместо сельских советов, в связи с укрупнением населенных пунктов, для составления паспорта населенных пунктов) появились названия улиц. В настоящее время выделяют четыре принципа, по которым улицы городов и сёл получают свои названия: 1) по именам (фамилиям) выдающихся людей, 2) по объектам, расположенным на улице или поблизости от неё, 3) по внешним особенностям улицы, 4) по историческому прошлому.
В настоящее время наше село насчитывает 12 улиц (Приложение № 4).
Изучение современных названий улиц нашего села и позволяет выделить следующие лексико-семантические группы:
Наименования по физико-географическому характеру местности Набережная (Приложение №5)
Заречная (Приложение №6)
Дорожная (Приложение №7)
Наименования, указывающие на местоположение Центральная (Приложение №8)
Переулок Боготольский
Наименования по близ расположенному объекту Школьная (Приложение №9)
Больничная (Приложение №10)
Заводская (Приложение №11)
Наименования, связанные с историческими фактами, с идеями и реалиями Советского государства Рабочая (Приложение №12)
Советская (Приложение №13)
Новая
Смоленская (Приложение №14)
Таким образом, самыми распространёнными группами являются наименования, связанные с историческими фактами, с идеями и реалиями Советского государства, наименования по близ расположенному объекту,
наименования по физико-географическому характеру местности.
2. Социологическое исследование
В ходе изучения данной темы меня заинтересовал вопрос, а что знают мои ровесники и другие ученики нашей школы о топонимике вообще и о местных топонимах.
Я решила провести социологический опрос. Мною были предложены 5 вопросов:
1. Знаете ли вы, что означает топонимика, топонимы?
2. Знаете ли вы, что означает название нашего села?
3. Знаете ли вы название улицы, на которой вы живете и что это название означает?
4. Знаете ли вы названия рек, озер, которые находятся на территории нашего села и почему они так названы?
5. Нужно ли знать топонимы (т.е. названия улиц, озер, рек, родников, селений) своего родного края и почему?
Мною было опрошено 21 учащийся 7-11 классов. Результаты анкетирования показали, что большинство сегодняшних школьников знают местные географические названия – топонимы, но испытывают трудности в его происхождении.
Все учащиеся считают необходимым знать названия географических объектов своей местности. Для чего нужно знать топонимы, ребята отвечали так:
-Чтобы лучше знать свой край, свою малую родину;
-Чтобы не заблудиться;
-Чтобы быть образованным;
-Это интересно.
Результаты опроса я отразила в диаграмме. (Приложение №15)
3.ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В процессе работы по теме исследования, я окунулась в историческое прошлое не только нашего населённого пункта, но и государства в целом. Изучение топонимов помогло разгадать мне многие загадки, на которые не всякие источники могут предоставить ответы. Таким образом, изучение топонимов позволило мне более глубоко изучить историю своего родного края. Очевидно, что работа над проектом была полезной и интересной, поскольку предметом моего исследования стало то, на что я раньше не обращала внимания.
Мне удалось объяснить происхождение названия нашего поселения, узнать, что реки приобрели свои названия в далёкой древности. Разгадать эти головоломки было нелегко. Ведь гидронимы отличаются огромной устойчивостью из-за того, что люди их не меняют. Кроме того, мы выяснили, какой смысл заложен в названиях улиц нашего села.
Подводя итоги по проделанной работе, я могу сделать вывод, что все поставленные задачи исследования были успешно решены.
Изучив теоретические основы науки топонимики, проведя лингвистический анализ топонимов и микротопонимов нашего населённого пункта и его окрестностей, изучив необходимую литературу, некоторые географические объекты, побеседовав с местными старожилами, я пришла к выводу, что в названиях: села, улиц, реки проявилась ясная и самобытная история народа. Все географические наименования не появились просто так. Каждое из них неповторимо, так как отражает особенности географических объектов, языковую культуру и традиции его жителей.
Кроме того, гипотеза нашего проекта подтвердилась: мне удалось пополнить свои знания о родном крае, о его историческом прошлом из географических названий объектов села.
Думаю, что данное исследование имеет познавательный и общеобразовательный характер, и оно играет важную роль для воспитания молодого поколения. Оно заставляет нас задуматься о бережном отношении к окружающей среде, о своей роли в дальнейшем развитии родного края.
Этот бесценный материал можно использовать на внеклассных мероприятиях, посвящённых краеведению, а также разместить в школьных или районных музеях.
Несомненно, что, заинтересовавшись данной темой исследования, я обязательно продолжу работу по изучению топонимов родного края, т.к. не все вопросы удалось решить, многие названия так и остались для меня загадкой.
- Комментарии
Загрузка комментариев...