НАРОДНАЯ ЛЕТОПИСЬ
Новосибирская область
Портал «Народная летопись Новосибирской области» –
краеведческий ресурс, где читатель может
не только узнать историю своего родного города, села,
поселка, деревни, а также Новосибирской области,
но и сам стать творцом истории своего края.


Ячейка большевиков

Ячейка большевиков

В горячую рабочую пору 1914 года, как обухом по голове, ударила весть: 
-Война!
-Германский царь пошёл войной на нашего!
- Цари дерутся, а нам… Эх!
На площади полно народу. Человек сто лотошан выезжают к уездному воинскому начальнику в Барнаул. Шум, крик, плач.
На дороге у готовой к отъезду подводы, перед плачущими отцом и матерью стоит на коленях сын–солдат, бьёт земные поклоны:
- Простите, Христа ради! Ещё раз прошу! И в третий раз прошу!
Вот подводы тронулись, а за ними с душераздирающим плачем и криком – хвост провожающих.
Месяца через три - ещё призыв, а потом ещё и ещё, пока в селе не остались одни старики.
Не стало спичек, керосину, ситцу и торговлю купцы закрыли. А с фронта вести: ранен, убит.
За что воюют? Возвращавшиеся в село, раненые рассказывали, что в армии измена, не хватает винтовок.
Каждое воскресенье поп Лука провозглашал в церкви здравицу государю императору и всему царствующему дому, произносил проповеди.
Во время войны царское правительство объявило об обмене золотых денег на бумажные. Поп Лука говорил мужикам:
- Вы дома хозяева, а золото ваше и сыновья принадлежат царю, и он ими распоряжается.
В марте 1917 года весть:
- Царя прогнали!
Андрей Гаврик, первый попечитель школы, говорил старикам и солдаткам:
- Народ триста лет в тюрьме держали, а теперь всем вышла свобода.
Село наводнили газетами разных наименований и попадали они в школу к первой учительнице села Прасковье Михайловне Богатырёвой. Она читала новости вслух, а чаще раздавала газеты другим.
- Нате, читайте, граждане, товарищи.
Эти слова вошли в обращение и очень нравились.
Из всего, что говорилось в народе и писалось в газетах, в Лотошном ухватились за слово мир. Ждали конца войны с нетерпением, потому декрет Ленина о мире встретили с большим одобрением. Войне конец! И действительно, с фронта стали возвращаться солдаты. Шли непрерывно, и к марту 1918 года почти все, оставшиеся в живых, были дома. Кто–то захватил гранату–лимонку, а Иван Быхкало привёз с фронта пуд гирь. Кроме избы завалюхи у него ничего не было, но он собирался богатеть.
В селе стали проводить бурные собрания. Говорили обо всём и все вдруг. Стоял невероятный крик, доходило до драк.
На одном из первых собраний в марте избрали Совет крестьянских депутатов и делегатов на волостной съезд.
Досталось попу Луке. У него собрание отобрало крестовый дом, построенный самоуправно на общественной земле и на церковные деньги. Дом заняли под Совет.
Обиженный поп собрал всё имущество и на восемнадцати бричках выехал из села.
Потом на собрании решили другой, по мнению многих, неотложный вопрос: «Есть ли бог?». По предложению Анания Левченко постановили: «Бога нет».
До того - малозаметный, Ананий Дементьевич Левченко стал выделяться среди односельчан. То спорит, то громко читает газету, то с молодёжью в школе мастерит сцену. Однажды, он вычитал в книжке слова Ленина: «Дайте нам организацию революционеров, и мы перевернём Россию».
Именно в это время, у Левченко и его единомышленников зародилась мысль объединиться. На трёх страницах ученической тетради был составлен устав или заявление, в котором говорилось, что нижеподписавшиеся вступают в «организацию революционеров» села и посвящают себя делу революции, строительству святого будущего – социализма, где не будет частной собственности, все будут трудиться и жить в равных и справедливых условиях. Вступившие в организацию будут собираться для обсуждения сельских дел и потом обдуманно и сплочённо выступать перед народом.
Далее говорилось об обязанности председателя собрания, о голосовании, и даже о том, что собрания в селе должны проводится «правильно», то есть если один говорит, все обязаны слушать, а не так как бывает, что говорят сразу человек десять, все кричат, и ничего не поймёшь. Члены организации должны помогать друг другу и относиться друг к другу, как добрые товарищи.
Первыми подписали устав Ананий Левченко и Алексей Николаенко, только что вернувшийся из поезда – штаба Антонова–Овсеенко, командующего Красной гвардией на юге России. Подписали соседи Левченко – братья Максим и Степан Чумак. Степан состоял делегатом в солдатском комитете Румынского фронта.
Далее, после беседы с каждым в отдельности, подписались Нестреляй П., Плескун Д., Маховский К., Когуй М., Савченко Д., Хороняк Ф., Плахотниченко П., Петуховы Алексей и Артём, Помогаев Л., Корниенко, Кайгородов П., Ерохин П. и еще человек десять. Некоторые из них ещё в армии, как тогда говорили, «записались в большевики».
В мае 1918 года в школе состоялось первое собрание, выбрали постоянного председателя и спели «Смело, товарищи в ногу».
Так родилась большевистская ячейка села Лотошного – инициатор всего передового и направляющая сила в селе.
Организаторы ячейки, не говоря об остальных, не знали, как будет строиться социализм, но надеялись, что светлое будущее наступит скоро.




Дата публикации: 28 Января 2022

Автор: По материалам книги С. П. Савченко «Лотошное» 1964 г)

Отправитель: Мария Примаченко

Вам нравится? 1 Да / 0 Нет


Изображения


  • Комментарии
Загрузка комментариев...