Солёный хлеб
Посвящается моей бабушке Трояновой (Шаршаковой) Марии Викторовне
Солёный хлеб
Война, война, страшная война…
Время четыре часа утра. Мама настойчиво будит: «Марья, вставай! Пора в поле идти», – как хочется еще полежать, сил нет подняться. Мать уже отварила чугунок картошки, но в доме голодно. Семья у нас большая, одиннадцать человек, отец на фронте бьет проклятых фашистов.
Как нестерпимо болит все тело! Застыла, наверное, – всю неделю жила в поле, пасла овец.
Приближается осень, ночи стали холодные, сибирские. Спала почти на голой земле, подстилала фуфайку, обкручиваясь волосами, благо коса до пят, согревалась и засыпала. Вот и подстыла.
Подходя к конторе, встретила Анну Ивановну, она у нас главная сейчас в колхозе:
«Маша, сегодня в поле не ходи. Запрягай быков, хлеб повезешь в госпиталь!» – сказала она.
Я встрепенулась: «Какой госпиталь? Откуда?»
«В Болотном, в двадцать первой школе разместили военный эвакогоспиталь, раненым солдатам нужен хлеб», – ответила она.
Запрягла двух быков. Быки и коровы для колхоза сейчас спасение. Всех лошадей увезли на фронт, а на быках и коровах пахали и возили груз. Быки заупрямились, но покорно повезли подводу к пекарне. У нас, в деревне Курдановка, своя пекарня, в ней до войны пекли хлеб для всей округи.
Везу хлеб, а он пахнет так ароматно, сил нет, закружилась голова!
«Как хочется поесть хлеба, но взять нельзя, каждая буханка пересчитана, все для раненых солдат, им нужнее…» - думала я.
Пытаясь как то отвлечь себя от мысли о хлебе, запела песню:
«Ой, то не вечер, то не вечер,
Мне малым-мало спалось,
Мне малым-мало спалось,
Ой, да во сне привиделось…»
Подъезжаю к школе, раненые солдаты сидят у ворот, на крыльце. Даже не верится, что эти люди «оттуда». Меня встретили радостно, подошел пожилой солдат:
«Доченька, как тебя зовут?» – спросил он.
«Маша» – ответила я.
«Марьюшка, значит, как дочку мою зовут, ей тоже, как и тебе, лет четырнадцать будет», – засмеялся солдат.
Стал расспрашивать, как в деревне живём, чтобы потерпели мы немного, погонят они немцев, освободят нашу Родину от фашистов. Пока беседовала с раненым солдатом, хлеб разгрузили. Солдат сунул мне тайком большой кусок хлеба. У меня опять закружилась голова, как же хочется хлеба!
«Нет, не надо, что Вы!» – воскликнула я. Солдат настойчиво сунул мне краюху за пазуху. Я отъехала от Болотного и с жадностью стала, есть хлеб, глотая его вместе с солеными слезами, от этого хлеб мне казался соленым, соленым, но вкуснее я ничего не ела, с той поры как началась война.
Во время Великой Отечественной войны люди, жившие в тылу, были вынуждены помогать фронту. Спустя много лет этих людей стали называть тружениками тыла. Каждый из нас должен и обязан ценить воспоминания своих родных, ветеранов и тех людей, чьё детство пришлось на это непростое время, чтобы знать и не забывать свою историю.
Николаева Юлия, г. Болотное. 2020 год
- Комментарии
Загрузка комментариев...