НАРОДНАЯ ЛЕТОПИСЬ
Новосибирская область
Портал «Народная летопись Новосибирской области» –
краеведческий ресурс, где читатель может
не только узнать историю своего родного города, села,
поселка, деревни, а также Новосибирской области,
но и сам стать творцом истории своего края.


Скупые строки «пропал без вести». История Петра Яковлева в истории страны

Петр Лаврентьевич Яковлев, мой дедушка без вести пропавший на фронте. Не довелось услышать его голос, посидеть у него на коленях. О дедушке и его времени поведал мне его средний сын, мой дядя, Леонид Петрович Яковлев.

 
Пётр рос в семье крестьян села Урез Яковлевых Лаврентия Ивановича и Ираиды Кирилловны (в девичестве Попова) вторым ребенком в семье из шести детей. Семья была дружная, занимались сельским хозяйством, растили хлеб, держали животных, заготавливали корма, молоко сдавали на маслозавод, куда его носили сами. Мама рассказывала, что Владимировы и Яковлевы жили в дальних краях улиц крупного тогда села Урез.
Мама носила молоко на маслозавод от Владимировых, а от Яковлевых носил симпатичный парень Петр. Там они и познакомились, хотя родители Яковлевы и Владимировы были знакомы с молодых лет. В 1933 году Петр и Мария сыграли свадьбу.
В этот же период в Урезе были созданы два колхоза, границей между колхозами была река Урез. В левобережной части села, где жили Владимировы колхоз назывался «Победитель», в правобережной части, где жили Яковлевы, колхоз назывался «16 лет Октября». Дед Лаврентий Иванович купил молодым избу на улице Набережной в колхозе «Победитель». Сразу включились в работу.
Петр был очень активным парнем на любой работе. Он окончил три класса церковно-приходской школы при Урезской церкви, это считался грамотный человек, он умел читать и писать, и его через пару лет назначили бригадиром молочно-товарной фермы (МТФ). Там было много учетной работы: учет поголовья дойного скота, учет необходимого количества кормов и главное учет молока, надаиваемого в колхозе и сдаваемого на маслозавод. Причем в колхозах шла острая борьба за рост количества молока, сдаваемого государству. Когда я уже был школьником, люди рассказывали, что колхоз «Победитель» всегда был впереди. А Яковлев Петр был коммунистом, что тогда было очень высокой оценкой человека. Правда уже в наше время, когда появилась информация на сайте «Подвиг народа», я узнал, что отец был беспартийным. Просто он хорошо знал работу и добросовестно исполнял свои обязанности. Мама рассказывала, что отец не только возглавлял МТФ, но и был членом правления колхоза «Победитель», которое решало все вопросы села, и это прежде всего заготовка хлебов и выполнение планов по их сдаче государству. Но также правление колхоза заботилось и о своих членах и состоянии их дворового хозяйства – это и заготовка дров, особенно на зиму, и заготовка кормов для домашнего скота, и ремонт домов и дворовых построек.
Осенью 1939 года отца призвали на Российско-финскую войну. Оценить, как он там воевал, мы не можем, поскольку были очень маленькими. Это сейчас мы знаем, что та зимняя война прошла очень тяжело, хотя мы уверенно победили. Не совсем зиме отвечала форма одежды наших солдат, воевали еще в шлемах Гражданской войны, не было полушубков, а шинель очень легкая, для зимы не приспособлена. Все эти недостатки к началу Великой Отечественной войны были устранены. С финляндской войны отец пришел летом 1940 года, снова работал в колхозе. Но год пролетел стремительно.
22 июня 1941 года снова неожиданно грянула Великая Отечественная война. Для всех это было как гром среди ясного неба. Ведь между Советским Союзом и Германией был Договор о ненападении, о закреплении границ, и СССР строго выполнял все условия Договора. Тем не менее, Германия по-воровски, без объявления войны напала на Советский Союз.
3 июля 1941 года отец вновь был призван в Красную Армию и направлен служить на Дальний Восток. В книге «Наша Малая Родина в воспоминаниях» приведена фотография троих сельчан из Уреза, слева стоит отец Петр Яковлев, сидит мамин родной брат Михаил Владимиров, справа стоит еще мужчина из Уреза. Сохранилась информация, что они служили в Приморском крае, Хасанский район, 79-й стрелковый полк, 321-я стрелковая дивизия, а номер воинской части не известен.
Мы знаем, как сложно и даже трагично сложился для Советского Союза первый этап Великой Отечественной войны. Фашистская армия, имея опыт ведения большой войны и передовое современное оружие, рвалась вперед. Наши командующие фронтами не имели опыта ведения крупной войны, в планировании и проведении крупных боевых операций допускали ошибки, которые заключались прежде всего в том, что не учитывалось положение на флангах фронта, а особенно было опасно то, что командующий не знал, где войска соседнего фронта. Это приводило к тому, что между фронтами получались разрывы, где наших войск не было. Хорошо развитая, опытная и мобильная разведка врага нащупывала такие разрывы, и танковые соединения врага устремлялись в эти разрывы, громя фланги наших войск. К осени 1941 г. немецкая армия подошла к Москве. Надо было спасать положение. И.В. Сталин вызвал командующего Дальневосточным фронтом генерала армии И.Р. Апанасенко. Сталин поставил ему задачу срочно перебросить с Дальнего Востока максимально возможное количество войск под Москву. Апанасенко сказал, что он перебросит все. Но Сталин не разрешил: «У тебя под боком сильное государство – Япония. Сегодня она говорит, что не будет нападать, а завтра нападет. Поэтому твой фронт ослаблять нельзя». Тут надо сказать, что Сталин и Апанасенко были друзьями, вместе защищали Царицын в Гражданскую войну, часто бывал Апанасенко у Сталина.
Договорились, что Апанасенко перегоняет под Москву 18 стрелковых дивизий, 4 танковых дивизии и 7 бригад морской пехоты с полным вооружением. Это были значительные свежие силы, и генерал Апанасенко И.Р. прямо из Москвы приказал первой дивизии полковника Белобородова грузиться в полном составе. Белобородов после войны в своих воспоминаниях описал как это было, но об этом чуть ниже.
Отец, Яковлев Петр Лаврентьевич, попал в число войск, перегоняемых на Запад. На одной из станций он дал маме телеграмму, что их перегоняют, что в такой-то день они будут на станции Чаны, и что возможно эшелон сделает остановку. Дед Лаврентий Иванович взял в колхозе «16 лет Октября» лошадь и с мамой к назначенному дню они поехали в Чаны. В книге «Наша Малая Родина…» я написал, что они ездили в декабре, но сейчас стало больше информации, в том числе что переброска войск под Москву в самом начале декабря была закончена. То есть мама с дедом Лаврентием ездили в Чаны в ноябре. Но зима в тот год стояла ранняя и суровая, они ездили уже на санях. Мама рассказывала, что до прихода эшелона отца прошло несколько других, все на большой скорости и ни один не остановился. Наш эшелон подходил к станции также на большой скорости, паровоз постоянно свистел, народу было очень много, двери вагонов-теплушек были распахнуты, люди кричали. В одной из теплушек и мама увидела отца, поняла, что и он ее увидел и что-то сильно кричал. Мама ничего не расслышала, эшелон шел на большой скорости, паровоз постоянно свистел и вскоре скрылся на западе. В книге это я уже вложил в уста отца слова, которые он кричал маме: «Я вернусь! Береги детей!». Такая получилась встреча военного времени у наших родителей.
5 декабря все свежие дивизии и бригады вступили в Московскую битву, и фашистские войска были отброшены от Москвы на 200-250 км. Среди этих героических воинов был и наш отец.
Бои Московского сражения отец провел нормально, мама получала письма. В 1942 году уже под Воронежем отец встретил двух своих земляков, о чем вернувшиеся с фронта после войны земляки сами маме рассказывали. Но летом 1942 года письма прекратились. В июле мама обратилась в военкомат с вопросом, что нет писем от мужа. В ноябре 1942 года военкомат сообщил, что Яковлев Петр Лаврентьевич на фронте пропал без вести. Уже в новое время этот доклад Венгеровского РВК в Москву появился на сайте «Подвиг народа». Там четко написано, что Яковлев Петр Лаврентьевич пропал без вести в ноябре 1942 года. Но Москва также четко зачеркнула ноябрь 1942 года и написала февраль 1943 г. Видимо тогда было указание на каждое обращение «Пропал без вести» срок удлинять на 3 месяца, что возможно еще найдется. Поэтому на все мои обращения ответ один: «Пропал без вести в феврале 1943 года», хотя я точно знаю, что это было летом 1942 года.
На одной из встреч, уже после войны, маршала Советского Союза Жукова Г.К. спросили: «А могли бы немцы в 1941 году взять Москву?» Жуков ответил: «Могли, но им потребовалось бы свежее подкрепление, а они его не получили. А Красная Армия такое подкрепление получила из рук Командующего ДВФ генерала армии Апанасенко Иосифа Родионовича». В связи с этим, некоторые историки называют генерала Апанасенко И.Р. спасителем Москвы осенью 1941 года. И думаю, что они правы, эта ощутимая поддержка безусловно помогла выиграть Московское сражение.
Наш семейный архив постоянно пополняется новыми документами и воспоминаниями старших. Их рассказы заставляют по-новому взглянуть на прошлое своей семьи и глубже понять историю страны, повлиявшую на судьбу каждого.



Дата публикации: 31 Июля 2025

Автор: Степанова Татьяна

Отправитель: Татьяна Степанова

Вам нравится? 1 Да / 0 Нет


Изображения

Файлы


Яковлев П.Л. Помним

  • Комментарии
Загрузка комментариев...