НАРОДНАЯ ЛЕТОПИСЬ
Новосибирская область
Портал «Народная летопись Новосибирской области» –
краеведческий ресурс, где читатель может
не только узнать историю своего родного города, села,
поселка, деревни, а также Новосибирской области,
но и сам стать творцом истории своего края.


Фронтовики – директоры Тебисской школы

Биография каждого героя - пример служения Родине, своему народу. Таким ярким примером для учащихся Тебисской школы являются их бывшие учителя-фронтовики, в разное время работавшие в школе: Хмелев Г.А., Филипов В., Клюшников И.В., Машин И.Т., Кожин Н.А., Кузнецов А.В., Крылов А.Т.. Мы с ребятами из краеведческого объединения «Искатели» постоянно ведем поиск новых данных об этих фронтовиках.

В 1937 году А.В. Кузнецов окончил педагогическое училище города Куйбышева. С 1938 года работал директором Тебисской семилетней школы. В начале 1942 года был призван на фронт. Окончил военные курсы в Подольском военно-пехотном училище и в качестве командира взвода противотанковых ружей был отправлен на передовую.

Однажды, идя по окопу, Кузнецов увидел картину: молодой боец Дмитрий Данилов читал перед другими солдатами свое письмо из дома. Александр Васильевич остановился и прислушался, все солдаты слушали письмо в мертвой тишине. Вскоре чтение кончилось, Данилов сложил письмо в карман и то, как он складывал свое письмо, и то, как бережно он вложил его в свой нагрудный карман – все выдавало его любовь к написавшему.

Александр не понял, кто это был, быть может, это была скорбящая мать, а может, любящая жена, а может, и вся его семья. Все солдаты молчали, после этого письма каждому стало ясно, что каждый из них может погибнуть и страшило их не то, что они встретят смерть в этом бою, а то, какое горе они принесут своим матерям, женам и попросту близким людям своей смертью.

Александр Васильевич понял, что без его поддержки тут не обойдется, и он произнес с волнением: « Я вам хочу сказать, что от нас зависит, каково будет детство наших детей: радостным и беззаботным или же сгинет в огне этой беспощадной войны. Будут ли они жить, как свободные граждане своей страны или же им придется согнуться под каблуком у фашистов? Что будут делать наши дети, вспоминая нас: проклинать за то, что мы не смогли защитить Родину или же благодарить? Будущее наших детей зависит от нас. Эта война как экзамен, экзамен на мужество и стойкость. И если мы провалим его, то отвечать придется не нам, а нашим дочерям и сыновьям».

Солдаты молчали, что-то подсказывало, что в этом бою бойцы будут сражаться до последнего. Александр Васильевич невольно вспомнил своих учеников и подумал, что его ученики и бойцы чем-то похожи. Тем и другим нужна опора и тот, кто сможет повести их за собой, а в трудную минуту найдет нужные слова и подставит свое крепкое плечо.
 
У одинокого дзота, расположенного на переднем крае и прикрытого мелким ельничком, собрались командиры отделений 12-го взвода 11 отдельного стрелкового батальона 2 стрелковой бригады Ленинградского фронта. Командир взвода лейтенант Александр Васильевич Кузнецов отдавал боевой приказ своим подчиненным. Батальону предстояло захватить высоту Егорьевскую, хорошо укрепленную неприятелем, чтобы и на этом направлении можно было развить наступление.

Комвзвода говорил вполголоса. Он смотрел то на карту, то на местность и до мельчайших деталей разъяснял задачи каждому отделению. Все слушали молча. Каждый понимал: бой будет тяжелым.

На следующий день, рано утром, после артиллерийской и авиационной подготовки 2-я стрелковая бригада перешла в наступление. Взвод старшего лейтенанта Кузнецова успешно прорвал передний край обороны противника и окружил высоту.

Казалось, победа обеспечена. Но случилось непредвиденное: противник открыл по наступающим сильный огонь из пяти хорошо укрепленных и тщательно замаскированных дзотов. Взвод залег. Самое обидное было то, что артиллеристы не могли поддержать пехоту. Она залегла так близко от дзотов, что вести огонь было опасно. Наступили критические секунды. Было ясно: поднять людей, когда над головами свистит лавина пуль, очень трудно. Но и оставаться перед дзотами, на виду у противника, тоже нельзя.

«Надо во что бы то ни стало поднять бойцов, - думал лейтенант Кузнецов, - поднять любой ценой». Перевалившись на бок, зарядил две противотанковые гранаты и, не спуская глаз с ближнего дзота, пополз вперед. Когда до дзота осталось метров 60-80, Александр Васильевич бросился вперед. Через несколько секунд он метнул гранаты и заставил замолчать один из дзотов. С возгласом «За Родину!» побежал вперед. За ним с криком «Ура!» устремились солдаты.

Бойцы, воодушевленные успехом, продолжали наступление, разгромили вражеский штаб, захватили пленных. Ближайшая задача была выполнена. Но Александр Васильевич об этом узнал лишь в госпитале, так как получил тяжелое ранение в голову и потерял сознание. За этот подвиг А.В.Кузнецов награжден орденом Красной Звезды.

После госпиталя снова передовая. Принял под свое командование роту. При прорыве ленинградской блокады офицер опять был тяжело ранен, и после лечения его комиссовали. За мужество и героизм, проявленные в боях, фронтовик был награжден двумя орденами Красной Звезды, позднее к ним добавился и орден Отечественной войны. После фронта ветеран вернулся к педагогической деятельности в родной школе. Увлеченно, затаив дыхание, ребятишки на уроках слушали своего директора. Много он рассказывал о войне, о своих боевых товарищах.
 
Андрей Тимофеевич Крылов, еще один директор школы, родом из Ленинградской области. Еще учась в школе, юноша решил стать учителем и после окончания Новгородского учительского института молодой педагог приехал в родное село Кременчики преподавать историю.

В конце 1939 года был призван в армию, стал курсантом 317 зенитно-артиллерийского полка, а в первые месяцы войны возглавил прожекторную станцию отдельного прожекторного батальона противовоздушного полка.

Ночью, когда налетали бомбардировщики, солдаты ловили вражеский самолет в луч прожектора, тем самым затрудняя летчику вести прицельную бомбежку объектов и помогая нашим пилотам в уничтожении фашистских самолетов. Являясь парторгом батальона, А.Крылов во время коротких передышек между боями беседовал с бойцами, укреплял их боевой дух. Рассказывал о положении на фронтах.

Вспоминали своих родных, делились интересными, забавными случаями из жизни. Вместе со своими однополчанами принимали участие в обороне города Сталинграда. Вот что записано в наградном листе на сайте «Подвиг народа»:

«Начальник станции старшина Крылов при обороне пунктов ПВО Лиски, Сталинграда и Саратова умело руководил боевой работой расчета, добился отличной боевой слаженности расчета, в результате чего его расчет осветил 29 вражеских самолетов, из которых один был сбит ЗА. Во время освещения вражеских самолетов станция неоднократно подвергалась бомбежке и обстрелу из пулеметов и, несмотря на то, что сам Крылов был дважды ранен на боевом посту, он не покидал его, а продолжал руководить боевой работой станции, воодушевляя личный состав своим примером. Старшина Крылов в повседневной жизни и учебе отдает все силы на боевую выучку своего расчета, который занимает первое место в батальоне по боевой подготовке и учебе. За личную храбрость и умелое руководство в бою и повседневной жизни расчета, старшина Крылов достоин правительственной награды—ордена «Красная Звезда».
 
С августа 1944-го до победного мая прожекторная станция под командованием А.Т. Крылова в составе войск 1-го Белорусского фронта была занята Берлинским направлением. Демобилизовался старшина А. Крылов в сентябре 1945 года. За время боевых действий был награжден медалями «За оборону Сталинграда», «За взятие Берлина», «За боевые заслуги», «За победу над Германией в Великой отечественной войне 1941-1945 гг.».

Женившись на сибирячке, Крылов с молодой женой приехал на её родину, в Сибирь. Несколько лет Андрей Тимофеевич работал в аппарате районного комитета партии, был пропагандистом, 2-м секретарем райкома. В 1957 году окончил Новосибирскую Высшую партийную школу. Несколько лет возглавлял Блюдчанскую школу, а 1968 стал директором Тебисской. В этой должности проработал около десяти лет. После выхода на заслуженный отдых не покинул школу, преподавал ученикам историю и обществознание.



Зима 2017
Участник конкурса
Дата публикации: 20 Марта 2017

Отправитель: Лариса Зиневич

Вам нравится? 1 Да / 0 Нет


Изображения


  • Комментарии
Загрузка комментариев...