Семья Сорокиных, переселенцы в д. Большая Черная
Каждое имя в этой истории – это живое свидетельство судьбы, переплетённой с историей целого рода. Эти люди шли и идут по своему жизненному пути, сохраняя память о себе в хрониках времени.Малороссы Сорока и Гундер жили при дворе барина, тот держал породистых собак. У Анисима Гундер не было пальцев на руке – ему барин с психу рубанул за то, что случайно щенку хвост отрубил. Анисим, 1869 года рождения, прожил до 100 лет. Детей от первого брака выгнала вторая жена. Родители Феклы Павловой и Анисима Гундер очень рано умерли. Сорока и Гундер переселились из Красное, предместье Швачёвка Ямпольского уезда Подольской губернии в Томскую губернию, деревню Черную в районе 1909–1910 годов.
Трудно было жить в начале века в Подольской губернии, земельные участки не могли прокормить семью. И вот в Красной проносится слух, как и по всей Российской империи, что в непроходимой Сибири есть земли и дают их столько, сколько они пожелают. Собираются молодые мужчины ехать в Сибирь «ходоками», как делало большинство переселенцев. Ходоки вернулись и рассказали, что, как и говорили, в Сибири земля лежит нетронутой целиной, стоит вековой лес, текут реки и растут густые высокие травы. Но вот одно плохо – морозы там бывают такие, что птицы замерзают. Посоветовались – и все-таки решили ехать. Сразу поехало несколько семей из Красной – наши Сорока Емельян и Гундер Анисим с семьёй и ещё пара семей в Кожевниково и соседние деревни, часть стоимости билетов оплатило государство. Добирались по железной дороге больше месяца в вагонах для переселенцев. Для переселенцев были разработаны специальные вагоны, с торца имелись отсеки для перевозки багажа, скота и сельхозинвентаря. От Болотного ехали на лошадях до Больше-Черной. Скорее всего приехали в Черную весной, было уже тепло, натянули полога, чтобы ночью комары не заедали. Для жилья стали лепить хаты мазанки из глины, возможно, вырыли землянки, как говорила Анна Никифоровна, дочка Елены Сорока. Чтобы как-то прожить до нового урожая, нанимались в работники к богатым крестьянам в Черной или соседние села. Судя по статистическим данным село было очень зажиточное, жители были большими трудягами, держали большое количество коров, много лошадей и мелкого скота. Представляете, какой огромный объем работы приходилось проделать всем, чтобы успеть и сена для коровы заготовить, и дом построить за одно лето. Выжить помогала охота и собирательство. Вообще трудно сейчас представить, как в первые годы после переселения предкам приходилось выживать. Но справились и даже обзавелись крепких хозяйством.
В Томском архиве имеется дело, где Емельяну 1 марта 1910 года выдают ссуду 50 рублей, а 2 июля ссуду в размере 30 рублей на строительство дома. Так же ссуду выдают в 1911 году и Гундер Анисиму.
Красное, предместье Швачёвка Ямпольского уезда Подольской губернии, записанное в 1901 году Ю. Сицинським. «Швачёвка – предместье местечка Красного, как и само местечко, расположено на низменной местности, по сторонам пруда и речки, протекающей из Строинецкой долины в Пирогов. Вокзал «Ярошенка» находится от Швачёвки в 9 верстах. Вся местность, на которой расположена Швачёвка, топкая и болотистая, особенно в осеннее и весеннее время. С проведением шоссе в Ярошенку пути сообщения улучшатся. В гигиеническом отношении местность нездоровая. Почва суглинистая. Название своё Швачёвка получила от ремесленников, портных (швачей) местечка Красного.
Ехали с Красного в Черную с детьми: Андреем, Иваном, Терентием, Тарасом, Акилиной, Александрой, говорили, были ещё дети, но все умерли. Они поселились в деревне Больше-Черное. Там у них родилось ещё четверо детей: Петр, Елена, Анна и Павел.
Емельян был грамотным – это подтверждает его роспись в 1922 году, он один из немногих жителей Черной расписывается за себя. 15 августа 1922 года для граждан деревни Чёрной и посёлка Морозовского проведена лекция о наказании за пьянство и за выгон самогона. Один из слушателей – Емельян Сорока, тут он один из немногих расписался лично, что говорит о его грамотности.
В 1920 году в документах Варюхинского волисполкома(ВИК): 17 декабря Черновский сельсовет составил список граждан нуждающихся в лесе на постройку и ремонт. Бесплатно как беднякам выделялся лес из Калтайского лесничества. В списке под № 20 Андрей Емельянов Сорока нуждался в брёвнах: 2 штуки 8-вершковых сосновых, 8 штук 9-вершковых сосновых, 20 штук 4 вершка осиновых , 30 штук 5-вершковых осиновых и 100 жердей. А в списке под № 49 дядя Анисим Павлов Гундер: 5 штук сосновых 7-вершковых и 50 жердей.
В этом же году Анисим Гундер берет в аренду землю 14 десятин под пашню и 1 десятину под пасеку . Земля выделена в Макуренской оброчной статье во временное пользование. Состав семьи Анисима указано 2 мужчин и 2 женщины.
18 апреля 1921 года список граждан села Черного со сведениями о молочном скоте:
№1 Сорока Евдакия (жена Андрея Сорокина) 1 в семье и 1 дойная корова.
№51 Сорока Емельян Семёнович 12 членов семьи. 2 дойные коровы, 2 стельные.
№53 Гундер Анисим Павлович 5 человек в семье. Одна дойная корова и одна стельная.
В январе 1922 года выездная комиссия налогового отдела выезжала в село Большое-Черное , где должны были судить 6 жителей села за неуплату продналога, один из них Сорока Емельян Семёнович. Но Емельяна комиссия судить не стала, он был вычеркнут из списка судимых. Видимо в связи с тем, что семья большая – 10 детей или что на тот момент его не стало.
В районе 1922–24-х годов Емельяну для того, чтобы вспахать землю знакомый Васька по кличке «Нечистый дух» из соседних Чубурских хуторов дал краденых лошадей. Знал ли Емельян, что лошади были ворованные – не известно, но Васька вором был известным. Емельяна ловят, избивают палками и привязывают к лошади, после этого он долго болел и умер, Феклы не стало на 90-м году жизни, в районе 1970-х. Есть фотография 1968 года, где она ещё сидит бабушкой на снимке.
Емельян – крестный Анастасии Исидоровны Багрий 14.11.1911 г. р. из деревни Кожевникова (родители Анастасии, Исидор Дорофеев Багрий, тоже переселенцы с Красной в 1908 году).
Дети Емельяна и Феклы в большинстве своем были без образования – так, например, бабушка Елена, не умела читать и писать до конца своих дней. Семья Сорокиных верующая, православная. Семья большая была и старшие дети воспитывали младших.
У Емельяна и Феклы было десять детей:
1) Сорокин Андрей Емельянович (1896–1964). Место рождения – Украинская ССР, Винницкая обл., Краснянский р-н, м. Красное; Украинская ССР, Хмельницкая обл., Каменец-Подольский р-н. Женился на Романенко Евдокии Архиповне (01.03.1896–16.9.1977).
В призывном возрасте Андрей попадает на фронт Первой мировой войны как рядовой 174 Роменского пехотного полка. Осенью 1915 года контужен и попадает в лазарет 44 пехотной дивизии.
Андрей Емельянович работал председателем колхоза им. Ворошилова в Черной (1935–1936). В 1936 году, после того, как был председателем колхоза в Чёрной, пошел учиться на ветеринарного фельдшера. Учился полгода в райцентре Болотное. Затем просил колхозников, чтоб они ему оплатили учёбу в Новосибирске, но ему отказали. Поэтому он год учился за свои деньги. По воспоминаниям сына Василия Андреевича, в этот год они голодали, так как продали скотину, чтоб оплатить учёбу. Поэтому Андрей, когда выучился на ветврача, не остался в колхозе, а стал участковым врачом и переехал с семьёй в Мальцево (теперь это Кемеровская область). Андрей Емельянович в 1943 году был мобилизован. Евдокия с дочерьми во время войны жила в совхозе имени Ленина. Неизвестно, когда Андрей Емельянович вернулся с фронта. Умер он в 1964 году. У Андрея и Евдокии родилось четверо детей.
2) Сорокин Иван Емельянович (1898–25.12.1937).
Был женат на Афимии. Были дети Мария (08.01.1925) – дожила до 90 лет, Полина – не дожила и до 50, сестер звали сиротками. Ломали церковь в большой Черной и выгнали 80-летнего батюшку. Иван приютил его, взял себе жить. Их обоих забрали по линии НКВД и больше никто ничего не знал, был репрессирован.
3) Сорокин Терентий Емельянович (1900 г. р.)
Было трое детей: Настя, Сергей и Иван. Воевал в Великую отечественную. Награжден медалью «За отвагу» «...За то, что 24.01.1945 года расчет одним из первых форсировал реку Одер, подвергаясь сильному обстрелу противника, и активно участвовал в расширении захваченного на западном берегу реки плацдарма. Расчет уничтожил в этом бою 6 немецких солдат».
4) Сорокина Акилина (Маня) Емельяновна (07.07.1907–29.12.1987). Была замужем за Ивановым Егором Яковлевичем (05.05.1904–12.07.1986). Взяла себе имя Маня, не любила свое имя. В Болотном у них с мужем родилось четверо детей.
5) Сорокин Тарас Емельянович (1904).
Попал под поезд в юном возрасте.
6) Сорокина Александра Емельяновна (6.05.1906–1975).
Была замужем за Андреем Филимоновичем Гусевым (1904). Александра Емельяновна и Андрей Филимонович обвенчались в церкви, поселились в д. Зудово. В Зудово жила семья Андрея. Родилось у них 10 детишек. В 1943 году Андрея забрали на фронт и в том же году Александра с детьми переезжает в Болотное. Семья получает на Андрея документы о смерти на фронте дважды. Дважды он был тяжело ранен. Возвратился домой живой, но без ноги. В спине у плеча у него была пуля, так и жил с ней. Кличка была Спиртоцентр – Александра Емельяновна после войны работала с мужем в ликеро-водочном магазине в с. Зудово.
Из рассказа внучки Ирины, дочки Павла Гусева:
Папа рассказывал о том, как непросто жили они в военные и послевоенные годы. У бабушки было 10 детей! Родились 12 деток, но двое умерли в младенчестве. Был голод и прокормить, одеть, обуть десять(!) детей было очень сложно. Огородик был небольшой, прокормиться с него не особо хватало на такую многочисленную семью. Папа рассказывал, что ели в том числе и лебеду (трава такая), от которой животы распухали и голова была как чумная. Но ели, чтобы хоть как-то заполнить животы. В эти годы все трудно жили, но особенно тяжело было многодетным семьям. Собирали тошнотики (гнилую, замерзшую картошку, которая оставалась на общественных полях после копки картошки). И даже эти гнилушки не разрешали собирать – гоняли на лошадях с нагайками охранники полей. Если удавалось детям собрать гнилушки, из них делали наподобие драников из гнилья – они назывались «тошнотики» – и их ели! В семье даже ложек на всех не хватало. Папа рассказывал – кто успеет спрятать ложку за голяшку обуви еще до принятия еды, тот с ложкой, а остальные – как придется. Обувь, в том числе валенки, были не у всех! Кто успеет с печки впрыгнуть в валенки, тот и идет в школу! Остальные – как получится. И тем не менее все выучились, у некоторых детей – высшее образование, это в те-то годы! Несмотря на такие трудные, голодные годы и большую численность детей, бабушка Шура (Александра) была очень-очень добрая – я тоже это хорошо помню! Папа рассказывал, как он залез потихоньку в погреб и из кринки всю сметану съел – уж очень есть хотелось, а бабушка потихоньку его подозвала, не ругала его, а тихо сказала: «Павлуша, ты один съел всю сметану, а ведь все хотели эту сметану поесть, не только ты один». Папа рассказывал, как ему стало невыносимо стыдно! Он сказал – лучше бы она меня отругала. И помнил он этот свой поступок всю жизнь. Она детей очень любила и воспитывала их быть честными и порядочными людьми. Папа рассказывал: когда бабушка умирала в больнице, к ней приехали и зашли в палату все пять взрослых сыновей, и бабушка Шура им дала такой завет, сказала: «Ребята, запомните одно, БЫТЬ И ОСТАВАТЬСЯ ЧЕЛОВЕКОМ – ЭТО ПРЕЖДЕ ВСЕГО!». Вот такая у нас была бабушка ШУРА – ЧЕЛОВЕК С БОЛЬШОЙ БУКВЫ! И папа мой очень любил детей и стариков, был очень порядочным, справедливым человеком, видимо передались гены бабушки и ее воспитание! У Александры родилось десять детей.
7) Сорокин Петр Емельянович (26.06.1910–21.01.1968). Есть запись о рождении в Зеледеевской церкви.
Что такое, в сущности, длинная жизнь? Длинное прошлое... Наше будущее каждый раз длится только до следующего вздоха. Никто не знает, что будет потом...
Пётр Емельянович Сорокин. Мастер-строитель, возглавляющий строительную бригаду села в 1940-50-х годах. По его проектам были построены многие сельскохозяйственные здания – амбары и зернохранилища. Делился воим опытом и помогал при индивидуальном строительстве. Дом, построенный Петром Емельяновичем, до сих пор жив. Индивидуальность рубки присутствует везде – в амбарах, домах. В 1953 году под руководством Петра Емельяновича совместно с Никифоровым Г.Н. , Кустовым И., Тимофеевым В.М. была построена пожарная станция в селе.
Из воспоминаний внучки: «Однажды, после громкого застолья, Петр сел на коня ворвался в церковь Черноскую и сказал, что здесь будет клуб танцевальный. Церковь на тот момент уже была не действующая». Воевал в русско-финскую (1939–1940) и Великую Отечественную, был ранен. Жена – Тимофеева Татьяна Андреевна (25.12.1914–2005).
8) Сорокина Елена Емельяновна (25.05.1912–10.12.1985). Муж –Тимофеев Никифор Матвеевич (1912). В 16 лет пришли к маме Елены Фекле за благословением на брак. Мама она пекла блины в печи и, услышав о благословении, надавала им тумаков.
Крестные Авкопит Васильев Безрогов и Васса Артемьева Багриева с той же деревни Черная (крестные – переселенцы с Красной Подольской губернии, приехали с ними же).
Была крестьянкой, вела хозяйство. Хозяйство было очень большое корова, гуси, индюки, куры, свиньи. Вставала в 6 утра и занималась целый день делами. Уже позже, по воспоминаниям дочки Анны, не ела мяса вообще, жалко было ей животных. Делала все блюда в печи на молоке: картошку, каши, свежую капусту на молоке, тыкву, брюкву. Пекла хлеб свой. Баба Лена всегда кого-то лечила и ей подарили корову, которую назвали Вечерница, так как давала много молока. Была травницей, лечила руками. К бабе Лене приезжали лечится со всей страны. Ставила органы на место массажем и просто лечила. Крестная Лукьянчиковой (Тарасовой) Елены Владимировны (1961).
Из воспоминаний Космовского: «Приходилось однажды обращаться к бабе Лене. В 70-х годах мы ходили за 25 км в тайгу Томской области за черникой. На сопке стояла столовая (избушка и лабаз) Ивана Игнатьевича, прадедушки по материнской линии, внизу болото. Год был урожайный год, сходили по ягоду аж три раза. Бабушка Матрёна Ивановна Тимофеева-Федотова (мамина тётя) говорила, что по один вид ягоды не ходят более трёх раз. Ноо приехали её внучки (дочери Анны Никифоровны Федотовой-Никифоровой) и я повёл. Приключения были всю дорогу – то переползающие гадюки, то медведи, а потом воды не хватило. Июль, жара +30. Уходили в 3 утра на 14 часов, к вечеру нога у меня разболелась, еле доплёлся, наутро встать не мог – вечером был у бабы Лены.
Помассировала, что-то пошептала и всё в норме. Лечила травами, заговорами и другими манипуляциями бесконтактными. Дед Никиша к этому относился с иронией, главное – помогала всем! Было такое нехорошее место – болото за свинарником (ликвидирован в 1967 году), с игривым лешим, как бабушки говорили. Так в это болото, положив хлебушек и прочитав заговор, ходили за красной смородиной(кислицей) баба Лена и баба Матрёна. Человек, очутившись там по какой-то причине мог выйти в село, только на выстрелы из ружья или вывернув одежду на левую сторону. Баба Лена была набожным человеком, был в ней был некий симбиоз идолопоклонения, заклятий и заговоров, что чуждо церкви и веры. Всё это помогло ассимилироваться и выжить в селе потомкам староверов!».
Из воспоминаний Валентины Петровны: «Жили в Мало-Черной, меня мама на лошади везла 7 км от Больше-Черного – баба Лена ногу лечила было это в 1967 году. Я даже сейчас помню, столько лет прошло, как ее руки касались ноги и так было легко. С кедра падала. Была очень добрая женщина, к ней без конца приезжали люди. Мы звали деда Никишу, супруга ее, он на конебазе работал».
Свое биополе и знания передала дочке Анне Никифоровне. Любила венки и малину. За материнство получила Медаль и Орден.
Звание или должность: колхозница колхоза им. Калинина Болотнинского района. Награждена Орденом «Материнская слава» III степени. Основание и дата: Указ Президиума Верховного Совета РСФСР от 29 декабря 1958 г.
Звание или должность: колхозница колхоза им. Ворошилова Болотнинского района. Награждена медалью Медалью материнства II степени. Основание и дата: Указ Президиума Верховного Совета РСФСР от 26 июля 1946 г.
Звание или должность: колхозница колхоза им. Калинина Болотнинского района. Награждена Медалью материнства I степени. Основание и дата: Указ Президиума Верховного Совета РСФСР от 11 сентября 1950 г.
Родилась в Большой Черной. В Новосибирском архиве, церкви Кунчурук имеется запись в метрической книге. С Никифором у них родилось в Черной семеро детей.
9) Сорокин Павел Емельянович (14.03.1914). Родился в Больше-Черной. Жена Телепова Наталья Павловна (30.8.1918–5.11.2002 г.). Проживали в Зудово. Павел ушел из семьи в 1950-х, нашли его в далёкой деревне, жил в землянке. Звали Пашка-отшельник. Было 10 детей, все родились в Зудово.
10) Сорокина Анна Емельяновна (5.07.1916–1991). Замужем за Малетиным Григорием Никоноровичем (1915–1943). Григорий родился в деревне Милетино Каменского района. Участвовал в Великой Отечественной Войне. Призван на службу 13.7.1942 г. Воинская часть: 1093 стрелковый полк 324 стрелковой дивизии; 288 запасной стрелковый полк 23 запасной стрелковой дивизии, Западный фронт. Пропал без вести 12.7.1943 г. Проживала в Новосибирске.
Из рассказа внука Малетина Григория Владимировича: «Жили в пятиэтажке в Авиагородке. После смерти первого мужа она вышла замуж и уехала в Свердловск, потом вернулась обратно в Новосибирск. Была очень улыбчивая, верующая. В Болотное и в Черную часто ездила к родственникам. Потом в Искитим, родни толпа собиралась. Когда внук Григорий пошел в сад, Анна устроилась поварихой. Образование начальное, 3–4 класса. Анна любила собирать опята и мариновать их. Часто делала варенье и пироги из черемухи, протирала через мелкую тёрку. Любила делать пирожки для детей и внуков, петь песни на всех празниках, был хороший голос. Соленья, варенья и разносолов заготавливала помногу. Родила двоих детей».
Вот такая история наших предков Сорокиных–Гундер по переселению в Сибирь в начале века и проживающих в д. Большая-Черная в Болотнинском районе. По своему интересная и захватывающая. Волею судьбы меньше года назад нашлось более 150 ныне живущих потомков, которые разъехались по всей России и Европе. Не нашли мы наших родственников по детям Емельяна и Феклы, Терентия и Ивана, возможно когда-нибудь, мы все найдемся.
Шмелёв Денис Константинович, Тютиков Евгений Николаевич
- Комментарии
Загрузка комментариев...