История школы в селе Кундран Убинского района
Кундран – одно из самых древнейших сел нашего района. Судя по справке Томского архива, в 2014 году ему исполнилось 155 лет.Возникновению села послужило наличие реки, плодородных почв и обилие пастбищных угодий. В конце ХIХ века в Сибирь, в поисках лучшей жизни, начали прибывать переселенцы из центральных областей России и Украины.
Переселенцы по достоинству оценил здешнюю природную красоту. Большинство населения села были русские. В селе была церковь и появился базар. В праздничные и воскресные дни жители соседних деревень съезжались в Кундран: одни в церковь, другие на базар. К началу 1911года в селе насчитывалось более 556 дворов.
По воспоминаниям старожилов известно, что первая школа в селе Кундран была открыта в 1904 году. Школа располагалась в доме приходского священника, рядом с церковью. Первые учителя своим долгом считали просвещение народа, вели среди крестьян широкую культурную работу, не ограничиваясь обучением детей.
Радовало молодых учителей уважительное отношению к самому процессу обучения, программе. Многие ученики хорошо знали состояние своего хозяйства и точно могли сказать, сколько у них лошадей, коров, овец и даже поросят. Но были и такие, кто не мог назвать число больше трёх. Многие дети не знали правой и левой стороны, не определяли , где верх, а где низ.
Все, что было за пределами села, предоставляло полную неизвестность. Но в селах сохранилась патриархальная вежливость, приходя к учителю, в школу ученик говорил: «Здравствуйте». О родителях всегда отзываются почтительно. Приходили в школу семилетки, и даже шестилетки, которых учителя сразу отправляли домой, что учиться им еще рано. Самыми благоприятными годами для начала учебы были 8 и 9 лет.
Первые советские школы появились в 20-х годах, после установления Советской власти. Одна на левом, другая на правом берегу реки. Мальчики и девочки в школе обучались вместе. Правила поведения требовали от учеников бережного отношения к книгам и школьному имуществу, соблюдение чистоты и порядка. Одетые в домашнюю одежду, в отцовские сапоги, с полотняной сумкой ученики отличались главным: тягой к знаниям, бережным отношением ко всему окружающему.
Невыносимо трудное материальное положение осложняло учебу, но ни что не могло остановить жажду к знаниям. Учебников не хватало. Одна книга на 10-15 человек, одна тетрадь по всем предметам.
Из воспоминаний Снегуровой В.В: «Кроме занятий в школе на учителей в 30-40-е и даже в 60-е годы была возложена задача, ликвидировать неграмотность на селе. Для этого население села делилось на так называемые «десятидворки». За каждым десятком дворов был закреплен учитель, который должен был не только учить грамоте взрослое население, но и объяснять жителям села кого следует выбирать в советы местного и районного значения.
Мужики, как правило, хорошо знали, кого нужно выбирать в советы и поэтому вместо агитационных речей просили учителя просто почитать какую-нибудь книгу. Взрослые рассаживались по лавкам, детей «загоняли» на печь и с великим почтением к учителю слушали рассказ».
Жизнь в селе постепенно налаживалась, повышался культурный уровень колхозников, дети были веселыми и задорными. А сколько радости было водить хороводы под новогодней елкой (с 1935 года). С каким азартом проходили спортивные игры с мячом, сшитым из материи. В 1942 году появилась семилетняя школа.
В годы войны на территории Кундранского сельского совета находилось четыре начальные школы, две в селе Кундран, третья в поселке Александровском, четвертая в поселке Майском и одна семилетняя школа. Военные годы были очень трудные, не все могли посещать школу. Не хватало учебников, не было тетрадей, одежды. Но именно школа помогала пережить горе и боль: ведь во многие семьи шли похоронки. 1944 году был первый выпуск семилетней школы. Было выпущено 6 человек.
Старожилы нашего села с большой теплотой и глубоким уважением вспоминает первых учителей Кундранской школы: Москаленко Екатерину Ивановну, Жердиевскую Лидию Ивановну, Глинченко Любовь Федотовну, Снегурову Варвару Васильевну.
Послевоенные годы были нелегкими. Восстановление школьных занятий легли на плечи директоров школы: Снегурова Дмитрия Миновича (02.06.1946) и Малахова Николая Григорьевича (01.08.1956). Дмитрий Минович был очень авторитетным человеком, ветеран Великой Отечественной войны, был ранен, пользовался огромным уважением у жителей села. С 1956 года работал завучем в школе, а директором стал Малахов Николай Григорьевич.(Слайд №8).
Школа к тому времени совсем обветшала, в школе не было электричества, в темное время суток классы освещали керосиновыми лампами, встала проблема с учебными площадями. На общем собрании жителей села и заседаний исполкома Сельского совета принимается решение о строительстве новой школы.
Из архивных документов видно, какой груз, какая ответственность лежала и лежит до сих пор на плечах директоров школы. С 1958- 1961 гг. на каждом заседании исполкома Сельского совета заслушивали Снегурова Д.М. об успеваемости в школе и директора Малахова Н.Г. о проблемах школы. Во всех школьных зданиях требовался ремонт, заготовка дров. Не хватало учительских кадров, не было постоянных квартир для учителей. Эти проблемы сохранились и до сих пор, а с каким трудом строилось нынешнее здание школы. В восьмилетнюю она была реорганизована в августе 1962 года при Малахове Н.Г., а в среднюю 3 мая 1966 года при Сокольникове Льве Иисидоровиче.
И все последующие директора с любовью и заботой относились к школьным делам, к детям, к выпускникам. Самой большой проблемой являлась и является обеспечение сельской школы учительскими кадрами. Молодых учителей поддерживали старшие товарищи. Сами учителя служили примером для учащихся. Многие учителя были фронтовиками.
В школе всегда была страшная политизация. Учителя должны были повышать свой идейно-политический уровень. Много времени приходилось тратить на изучение материалов съезда КПСС, конспектировать материалы газет, готовить выступления для политзанятий. Особое значение придавалось организации обучения детей в тесной взаимосвязи с воспитанием. Для этого в селе были созданы октябрятская, пионерская и комсомольская организации, целью которых было воспитание патриотов, любящих свою страну.
В 1922 году в школе был создан пионерский отряд, который состоял из двух человек, одним из которых был Артюхин А.К. Пионерская дружина ничем не отличалась от миллиона других пионерских дружин. 30 мая 1972 года в честь 50-летия Всесоюзной пионерской организации нашей дружине было присвоено имя Сергея Мироновича Кирова.
А какая активная жизнь была у детей села: устраивались смотры, участие в турслетах, в сборе макулатуры, березовых почек, шиповника, металлолома. Утро каждого вторника начиналось с политинформации. Все новости узнавали из газеты «Пионерская правда» и «Комсомольская правда».
Самой почетной наградой для пионеров и комсомольцев была поездка во всесоюзные лагеря. Этой наградой в нашей школе были награждены Осикова Елена, Пшеничнов Евгений, Журебихина Светлана – «Артек»»; Дроздов Владимир – «Орленок»; Дроздова Елена – «Океан».
Ученики старших классов каждый год помогали совхозу «Кундранский» в уборке урожая, работали на сенокосе. В 1960-х- и 1970-х годах даже была создана производственная бригада, которой руководил Цеван Петр Михайлович. Очень часто проводились субботники. Между школой и производством налаживались очень тесные связи. Это играло огромную роль в трудовом воспитании подрастающего поколения.
А чего стоил школьный хор. Им руководила Зуева Дарья Андреевна. Участники выступали и в районе, и в селах, и на сцене родного ДК. В школе проводились различные вечера, концерты, между классами были соревнования.
В школе были спортивные хоккейные команды, которые своими силами заливали каток. Проводили соревнования с молодежью села по лыжам и теннису и выигрывали. Любимым учителем физкультуры был Цыганков Александр Серафимович.
В 90-е годы в школе была образована детская организация « Клуб старшеклассников» 8-11классы и клуб «Родничок» 1-7 классы. Они просуществовали до 2003 года. В 2003 году образовалась «Школьная республика» во главе с президентом, который выбирается тайным голосованием всеми учащимися школы на один год.
Множество людей отдали школе свои силы и сердца. Огонёк их сердец продолжает гореть в наших односельчанах. Сегодня невозможно себе представить село Кундран без школы. Наша сельская средняя школа с 1967 по 2014 год выпустила 640 выпускников. В сельской школе, в отличии от городской, формируется особый менталитет. Именно здесь дети учатся любить свою малую родину, уважать старших, бережно относится к историческому наследию. Мне хочется сказать моей школе «Большое спасибо»!
Весна 2017
Участник конкурса
- Комментарии
Загрузка комментариев...