НАРОДНАЯ ЛЕТОПИСЬ
Новосибирская область
Портал «Народная летопись Новосибирской области» –
краеведческий ресурс, где читатель может
не только узнать историю своего родного города, села,
поселка, деревни, а также Новосибирской области,
но и сам стать творцом истории своего края.


Музей под открытым небом - Улица первопоселенцев в селе Петропавловка


На землю ту, в степях сибирских,
Где раньше был звериный край,
Народ со всей России ехал,
Искал землицу, а не рай.
Тогда совсем никто не мыслил,
Что им музеи создадут
И в песнях, а порой в молитвах
О них и вспомнят, и споют.
                    (Андрей Ярошенко)
                                                                               
Историко-культурное наследие России является составной частью общечеловеческой культуры, действенным рычагом формирования и развития интеллекта человека, общества, этноса, важнейшим хранилищем исторической памяти. Это наследие вбирает в себя ту часть многогранного исторического опыта общества, которая необходима человеку в бурных конфликтах современности, которая позволяет проследить неразрывную «связь времён» - путеводную  нить, соединяющую древнейшие пласты истории с сегодняшним днем. 

Первые поселенцы Кулундинской  степи, их потомки и все новые переселенцы, как и другие жители Томской губерний и юга Сибири, прошли трудную историю становления. Они познали хозяйствование в Сибири, Первую мировую и Гражданскую войны, возрождение единоличного уклада хозяйственной жизни и переход к коллективной жизни.
И всё это заняло меньше века. Люди не успевали насладиться результатами своего труда, как опять приходилось начинать всё сначала.
В ХVII веке освоение Сибири проходило вдоль крупных рек таёжной зоны с целью добычи пушнины. Возникали редкие поселения, сообщающие между собой в основном по речной сети. В XVIII веке наступает очередь освоения лесостепной зоны Сибири, но на первых порах также вдоль крупных рек. Осваиваются приречные территории рек Тобол, Ишим, Иртыш, Обь, Томь и других. Лесостепное междуречье Иртыша - Оби на десятки лет остаётся в стороне от основных потоков поселенцев. В северной Барабе освоение земли идёт только принудительным путем за счет поселения вдоль проложенного Московского тракта ссыльных, каторжных, служилых людей. Высокая заболоченность, обилие гнуса, периодически вспыхивающие эпидемии сибирской язвы скота и бедные почвы не привлекали поселенцев из России. Кулунда и Предалтайские степи входили в состав земель Алтайского горного округа Кабинета Его Императорского Величества. До 1861 г. на этих территориях ограничивались отвод земли в аренду и на продажу, чтобы не отвлекать рабочие руки от горной промышленности.
Освоение Кулундинской степи начинается во второй половине XIX века. Первыми поселенцами были беглые крестьяне и жители более северных районов Приобья. Крестьяне осваивали приречные земли вдоль рек Бурла и Карасук в юго-западном направлении. В зоне конечных озёр на западе Кулундинской степи кочевали казахи. Они переселились в начале XIX века из Зайсанской степи и Прибалхашья Восточного Казахстана. Управление Алтайского горного округа неоднократно предпринимало попытки их выселения. Но в 1873 г. было принято окончательное решение оставить казахов в Кулунде, выделив определённую территорию под кочевье. В это же время со стороны Барабы, Московского тракта, постепенно продвигаясь на юг, основываются новые поселения по речкам Каргат, Чулым, на берегах озёр Чаны, Сартлан, Урюм и других. Основную часть населения в них составляли казённые крестьяне Канского уезда и более северных районов. Залежная система земледелия вынуждает забрасывать пашни и осваивать новые участки. На новых участках ставятся заимки и зимовья, которые впоследствии разрастаются в деревни, сёла. Заселение Кулундинской степи проходило одновременно от реки Оби на запад и от Московского тракта на юг по мере освоения новых пахотнопригодных территорий. К первым поселениям в этих местах можно отнести деревни Букреево Плёсо, Черновка, Карасук по реке и Баклуши, Травное, Полойка и другие к северу от реки.

Весь процесс возникновения сибирского села отразился в проекте «Музей под открытым небом - Улица первопоселенцев», который осуществил Петропавловский краеведческий музей в 2005 году. Цель этого проекта состояла в том, чтобы жители села, посетители музея могли не только услышать историю своей малой Родины, но прикоснуться к ней в прямом смысле этого слова, ощутить утраченное культурное наследие, возродить память, погрузиться в материальный мир сибирских переселенцев.
 Цель проекта была достигнута. В музее под открытым небом был восстановлен архитектурно-этнографический памятник в естественной жизненной природной среде, в котором освещается культура переселенческого села. Во время экскурсий по «Улице первопоселенцев» посетитель не просто визуально воспринимает созданное, а становится участником живого действа, во время которого народные умельцы демонстрируют традиционные навыки и ремёсла, творческий процесс, традиционный образ жизни и способы взаимодействия человека с природой.
                                               
История села Петропавловское (названого в честь святых Петра и Павла), в котором находится музей под открытым небом, начинается в 1891 году, когда первые немногочисленные группы переселенцев из различных губерний России облюбовали себе место для жилья на берегу реки Карасук.
Само переселение было очень трудным процессом. Люди продавали всё своё имущество, беря с собой в дорогу лишь необходимые вещи и хозяйственные орудия труда (именно переселенцы привезли в Сибирь железный конный плуг).
Переселение шло с марта по сентябрь, люди ехали на лошадях, проезжая в день по 25-30 километров. Добравшись до места, переселенцы строили из подручных материалов временное жильё, которое явилось новым очагом материальной культуры Сибири. В народе это жилище называлось пластянкой, или землянухой.
Строился такой дом из пластов земли, и главной его задачей было укрыть его обитателей от суровой сибирской зимы.
С приходом тёплых весенних дней крестьянин начинал строить для своей обычно большой семьи деревянный дом. 
Усадьба русского крестьянина в Сибири напоминала крепость: высокая бревенчатая изба, прочные хозяйственные постройки – и всё это огораживал высокий забор с массивными воротами. Но строительство таких домов в нашей местности было доступно лишь зажиточным крестьянам.
Остальные же строили вид жилья, принесённый переселенцами из южных областей России, так называемый саманный дом из глины и соломы. На строительство выходило всё село. Мужское население было занято перемешиванием глины с соломой, женщины и дети трамбовали получившуюся массу в стены. Крыша такого жилища накрывалась соломой, и эту операцию поручали самым опытным мастерам: именно от их умения зависело, насколько хорошо выдержит жилище суровые условия Сибири. 
Возводили саманный дом за один день.

Интерьер жилища соответствовал культурным традициям тех областей, откуда прибыли переселенцы.
Деревенскую избу отличала простота и целесообразность размещения предметов обихода и утвари. Самый главный атрибут любого жилища, будь то пластянка, саманка или деревянная изба – русская печь. Ведь именно печь и кормила, и согревала, и даже лечила людей. По народному поверью считалось, что если полежать на хорошо растопленной русской печи, то все болезни из человека уходят. В народе о русской печи была даже сложена загадка: «Что нельзя из избы вынести?».
Расположение печи определялось обычаями мест, откуда приехали переселенцы. Так, у выходцев южной полосы она располагалась в дальнем углу, но в основном печь занимала пространство справа или слева от входной двери.

Передний угол с божницей считался парадной частью избы. Мифологическое сознание народа, переселившегося в Сибирь, передававшееся из поколения в поколение, определяло передний угол избы, указывающей на юго-восток, как место святое. Здесь молились Богу. У людей, приехавших из разных губерний, передний угол назывался по-разному: передний, красный, святой, праздничный.
От печи до дальнего угла под потолком располагался деревянный настил – полати. На полатях спали в основном дети, старые люди располагались на лежанках, устраиваемых на русской печи, взрослые находились на лавках рядом с печью или деревянных кроватях. Рядом с печью также отгораживался угол – женская половина дома.

Первоначально в избах деревянные полы заменялись глинобитными. Глина плотно утаптывалась и заливалась так называемой доливкой (жидким раствором глины).

Новым видом проявления быта переселенцев стала знаменитая сибирская баня по-чёрному. В земле на глубину один метр или больше выкапывалась прямоугольная яма, которая достраивалась и накрывалась земляными пластами. Внутри строилась из кирпича печь-каменка, не имевшая вытяжной трубы, весь дым шёл через входную дверь. Поэтому - баня по-чёрному.  После того как печь нагревала помещение, ковшом лили воду на разложенные на печи камни, создавая тем самым пар внутри бани. Воду грели также с помощью раскалённых камней, опуская их специальными щипцами в деревянную кадушку. Считалось, что баня готова, если с трёх камней нагревалась вода в кадушке. 
На полу бани был настил из соломы, а вместо двери висело рядно (кусок плотной материи). 
Обычно одна баня строилась на несколько семей.

Недалеко от бани находился колодец-журавль. Это длинная жердь, прикреплённая на высоком столбе, на одном конце жерди находился тяжёлый груз, с помощью которого поднималась вода.
В тех местах, где вода находилась слишком близко к поверхности земли, устанавливались плетёные из лозы короба, которые назывались криницы.

Избы огораживал забор, сделанный из прутьев лозы. Сплетённый вертикальным образом, он назывался ТЫН, горизонтальный образ плетения сохранил своё культурное название ПЛЕТЕНЬ, применяемое в европейской части России.
Хозяйственные постройки огораживались жердями, привязанными к столбам или кольям, вбитым в землю.
Земельные участки, такие как огород, окапывались глубокими канавами. Именно этот своеобразный вид изгороди характерен только для сёл переселенческого типа.

В каждом селе была своя народная мастерская – кузница, или, как называли её в народе, КУЗНЯ. Она занимала самое главное место в трудовой жизни крестьянина. Это было место, где с металлическими вещами творили настоящие чудеса. Где, как не в кузнице крестьянин мог подковать лошадь или изготовить необходимые ему в хозяйстве металлические предметы... 
От мастерства кузнеца зависела вся хозяйственная жизнь села и культурный облик главных объектов.
Кузнецов всегда уважали и ценили на Руси, и Сибирь не исключение.
Проходили столетия, а кузница всегда оставалась важнейшей частью жизни сибирского села.

С переселением в Сибирь народ принёс с собой не только предметы привычного быта, но и духовную культуру, которая нашла своё место в строительстве церкви.
Село всегда отличалось от деревни наличием своего главного объекта – церкви.
В нашем селе церковь была полностью перестроена ещё в 30-е годы прошлого века, но осталась церковная ограда.
Из воспоминаний старожилов известно, что церковь начали строить на третий год после основания села. Следуя старым традициям, под строительство выбрали самое возвышенное место. 
Построена она была из брёвен сосны, которые возили за двести вёрст. Трудно сейчас представить её внешний вид, но ясно то, что она была построена по всем канонам духовной жизни России.
Сохранившаяся ограда, требующая реконструкции, - настоящее произведение кузнечного и каменного ремесла мастеров-переселенцев. Металлические узоры сделаны без единого сварного шва, а кирпичная кладка и обработка камня выполнены настоящим мастером, который, по-видимому, имел отношение к строительству церквей до переселения в Сибирь. Если внимательно присмотреться, то можно увидеть, что в некоторых местах известковый раствор в швах сохранил отпечатки пальцев людей, строивших эту ограду...

Великий Конфуций изрёк: «Без прошлого нет будущего». Эта краткая, но ёмкая фраза вмещает в себя не только осознание закономерностей исторического развития, но и обращение каждого человека к своим корням, своим истокам. 
Стабильность любой физической, биологической, социальной системы обеспечивается её замкнутостью. Это закон природы. Историко-культурное наследие выступает как гарант замкнутости исторического пространства, в нём локальное и общечеловеческое прошлое, настоящее и будущее существуют одновременно. Историко-культурное наследие есть тот источник энергии, наличие которого наряду с другими факторами оберегает мир от гибели. Заботой каждого гражданина и государства является сохранение этого  наследия как одного из факторов стабильного, бесконфликтного развития общества.

К истории можно относиться по-разному. Но её нельзя забывать. Прошлое необходимо знать для того, чтобы правильно соотносить роль и поступки не только отдельных людей, но и поколений в целом. Не зря говорится, что народ, позабывший свою историю, не может иметь будущего. 
Любой большой или маленький город, село или крохотная деревушка – полноправные участники происходящих в России изменений. Поэтому изучение истории, бережное отношение к наследию даже маленького поселения – основа возрождения страны.      




Весна 2018
Участник конкурса
Дата публикации: 10 Мая 2018

Автор: Сергей Герасёв, учитель истории и обществознания Петропавловской с/ш

Отправитель: Сергей Герасёв

Вам нравится? 9 Да / 0 Нет


Изображения


  • Комментарии
Загрузка комментариев...