Болото
От, тяперича спорят, и где это болото, от коего Болотное произошло? Дурачьё! Да там-то и было всегда, аж в самой серёдке! И универмаг "Юбилейный", и кино, и гостиница – все на болоте, даже Чайная, будь она неладна, гадко готовили тамошние бабы, слабость в животе пробивала, - все они на болоте-родниках устроены. Чтобы из гостиницы по весне-осени, али после дождя на станцию пролезть, сноровку дюжую надо было иметь, а лучше сапоги – кирзухи, то есть сапоги с Кировского заводу. И до войны и после сыпали в то болото всё, что не жаль, а оно ненасытное оказалось, всё проглотило, всё пережевало - не поперхнулось. Из кирпича сколь ни строили, все дома переломались, а деревянные – перекосило. А почему? А потому как доброго фундаменту нету! «Юбилейный», помню, построили, а на следующий год стена треснула, лопнула сердешная, по самую сурепицу раскололась... Кинотеатр-то попозже соорудили, учли основу зыбкую, потому ещё держится, а вот когда Райисполком поднялся во весь рост (шутка ли, в четыре этажа!), так каждую вёсну аврал, насос работал круглосуточно - в подвалы вода затекала, чистенька, холодненька, ледяна прям. А почему чистенька, а почему холодненька? Невдомёк, поди? А потому как на родниках стоит!
С чего бы стадион затеяли строить в этом месте, потому как в домах погреба сочились, теперь, правда, нет стадиона, парк посадили, памятник опять-таки поставили, дорожки уложили и церковь в углу прилепилась. А на ту церковь денег Целько дал – начальник железной дороги, хороший человек – Александр Витальевич, но и на хорошие дела давал, больше на спорт, потому, как сам спортсменом был. А прежде в том самом углу, где церковь поместилась, танцы играли, девки пели Курленя с Бусловой, знатно пели, ансамбль назывался "Каравелла" под руководством Куликова, а имен ихних не припомню, не танцевал я уже, а молодёжь танцевала, потом опять женилась, дети - мальчики-девочки, так всегда, впрочем, было.
А родники в тех местах повсюду, вся площадь, что в сторону базара, там под плиткой – болото, самое что ни на есть болотное болото, и дальше, весь склон Лоханки – родники. Бывало снега мало, весь склон блестит на морозном солнце ледяным глянцем - сплошь ледянка. Опять-таки, радость - катуха для мальцов, хотя и вся ШКРМКа там веселилась. Поди, и не знашь, про Школу Рабочей Молодежи? И парни и девки тож кататься горазды были, ну, а потом свадьбы, как водится, детки рожались – мальчики-девочки – жизнь, она так устроена: с кем скатился – на той женился.
Байка ходила промеж нас, будто когда царь-батюшка затевал Сибирский железный путь строить, глянул на карту, видит, писано река "Болотная", вот, грит, здеся и село налаживайте, людей радуйте. А какой царь это сказал и сказал ли, никто толком-то не знает. Но что на карте река "Болотная" было писано – это правда. Вот теперь ты знаешь, где болото было, и по какой такой прихоти нашу Болотную Болотной кличут.
Уразумел, что на болотине топкой живёшь? То-то! Но прижился люд и не жалуется, а кто честно живёт – тот и счастлив.
Записки деда Арефы, почившего на 98 году от роду.
- Комментарии
Загрузка комментариев...